ответ:
необычайный взлет отечественной культуры в первой половине xix в. позволил назвать это время се «золотым иском». если в и социально-политическом развитии россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. развитие культуры в первой половине xix в. опиралось на преобразования предшествующего времени. проникновение элементов капиталистических отношений в усилило потребность в грамотных и образованных людях. города стали основными культурными центрами. новые социальные слои втягивались в общественные процессы. культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. существенное влияние на , театр, музыку, изобразительное искусство оказала отечественная война 1812 г. однако консервативные тенденции в политике императоров александра i и николая i сдерживали развитие культуры. правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в , публицистике, театре и живописи. оно препятствовало широкому народному образованию. крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
просвещение и образование
уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. в россии в конце xviii — начале xix в. он был крайне невысок. население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. поэтому усилия правительства александра i были направлены на создание системы государственного образования. она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. в эпоху александра i образование было бессословным. при николае i оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.
наука в отличие от xviii в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине xix в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. исследования философов ( и агробиолога м. г. павлова, медика и. е. дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. профессор московского университета биолог к. ф. рулье еще до ч. дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. н. и. лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой ». церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы xix в. в 1839 г. завершилось строительство здания пулковской астрономической обсерватории. она была оснащена современной для того времени аппаратурой. обсерваторию возглавил астроном в. я. струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости млечного пути.
именно расцвет позволил определить первую половину xix в. как «золотой век» культуры. писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. в первой половины xix в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. становилась важным средством формирования общественного сознания.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в (во) 1) середине XV в. 2) второй половине XVI в. 3) первой половине XVII в. 4) конце XVII в. ответ: 2. В каком году впервые произошло венчание русского государя на царский престол? 1) 1547 г. 2) 1598 г. 3) 1606 г. 4) 1613 г. ответ: 3. Какое со¬бы¬тие про¬изо¬шло рань¬ше других? 1) за¬клю¬че¬ние Де¬улин¬ско¬го пе¬ре¬ми¬рия с Польшей 2) из¬бра¬ние Зем¬ским со¬бо¬ром на цар¬ство Ми-ха¬и¬ла Романова 3) осво¬бож¬де¬ние Моск¬вы от по¬ля¬ков Вто¬рым ополчением 4) смерть ца¬ре¬ви¬ча Дмит¬рия Ива¬но¬ви¬ча в Угличе ответ: 4. Как назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда? 1) цехи 2) фабрики 3) мануфактуры 4) ремесленные мастерские ответ: 5.Какое со¬бы¬тие от¬но¬сит¬ся к пе¬ри¬о¬ду прав¬ле¬ния Ивана IV? 1) вхождение Во¬сточ¬ной Си¬би¬ри в со¬став Рос¬сий¬ско¬го государства 2) Смоленская война 3) Ливонская война 4) окончательная лик¬ви¬да¬ция за¬ви¬си¬мо¬сти Руси от Орды ответ: 6. Что из названного стало результатом реформ Никона в XVII в.? 1) учреждение патриаршества в России 2) изменение церковных обрядов 3) отделение церкви от государства 4) передача церковной земельной собственности государству ответ: 7. Что из названного было результатом народных волнений в Москве в 1662 г.? 1) ликвидация кормлений 2) отмена соляного налога 3) введение бе сыска крестьян 4) прекращение чеканки медных денег ответ: 8. Что из пе¬ре¬чис¬лен¬но¬го стало одним из след¬ствий Смуты в Рос¬сий¬ском государстве? 1) при¬со¬еди¬не¬ние к Рос¬сии по¬бе¬ре¬жья Бал¬тий¬ско¬го моря от Вы¬бор¬га до Риги 2) рас¬пад Ли¬вон¬ско¬го ордена 3) утра¬та Рос¬си¬ей Смоленска 4) об¬ра¬зо¬ва¬ние Речи Посполитой ответ: 9. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите век, когда был принят документ, о котором идёт речь. «К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие сословную структуру общества. Глава XI «Суд о крестьянах» удовлетворила требование дворян о праве на бе сыск беглых. Тем самым отменялись урочные лета, и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев». 1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в ответ: 10. Прочтите отрывок из труда историка и укажите год, когда происходили описываемые события. «Полтора года Москва оставалась полем сражения. За это время жители привыкли поминутно ждать удара ядра и прятаться от обстрелов. Теперь сражение было выиграно. Лихая година осталась позади. В честь победы был устроен парад. Земская рать построилась на Арбате, а оттуда торжественным маршем в Китай-город. Отряды Трубецкого, собравшиеся за Покровскими воротами, вступили в крепость с другой стороны. Войска сошлись на площади подле Лобного места, откуда двинулись через ворота в Кремль. Пробил великий час. Древняя столица Русского гocyдарства была полностью очищена от иноземных завоевателей». 1) 1380 г. 2) 1480 г. 3) 1612 г. 4) 1812 г. ответ: 11. Прочтите отрывок из труда историка и укажите правителя, о котором идёт речь. «Царь Фёдор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Mосковским государством на протяжении трёхсот лет. Влияние правителя пошатнулось. Знать мирилась с его властью, пока он вершил дел именем законного царя. Однако в глазах великих бояр он оставался не более чем худородным временщиком. Претензии правителя на обладание короной вызвали негодование потомков великих и удельных князей. "Временщик" не состоял в кpовном родстве с царём и потому не имел никаких формальных прав на трон». 1) Василий Шуйский 2) Борис Годунов 3) Фёдор Мстиславский 4) Михаил Романов ответ: 12.Укажите имя предводителя одного из крупнейших народных восстаний XVII в. 1) Ермак Тимофеевич 2) Симон Ушаков 3) Степан Разин 4) Емельян Пугачёв ответ: 14.Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов: 1) введение опричнины 2) учреждение патриаршества в России 3) создание пол¬ков «иноземного строя» 4) созыв первого Земского собора ответ: 15. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ИМЕНА СОБЫТИЕ A) Патриарх Никон Б) Степан Разин B) Михаил Романов 1) восстание 1670-1671 гг. 2) Земский собор 1613 г. 3) Переяславская Рада 4) церковный раскол Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В ответ: 16. Напишите про¬пу¬щен¬ное слово. Новые яв¬ле¬ния в ре¬мес¬ле со¬зда¬ва¬ли пред¬по¬сыл¬ки для раз¬ви¬тия в XVII в. пред¬при¬я¬тий но¬во¬го типа — . Они были ос¬но¬ва¬ны на раз¬де¬ле¬нии труда и ис¬поль¬зо¬ва¬нии руч¬ной ре¬мес¬лен¬ной техники.
в те же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. сначала это были обработки античных сказаний и , но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада трои изображалась как штурм феодального замка. особенно ярко в романах отразились легенды о короле артуре и рыцарях круглого стола. романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие от смелых рыцарей. популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе тристана и изольды — один из самых поэтичных сюжетов в мировой ; она была записана в xiii веке.