В международных отношениях в XVI-XVII веках можно отметить то, что они становились всемирными. Мировая политика решалась несколькими великими европейскими державами, неевропейские и малые европейские страны ничего не могли изменить. Появились национальные государства, ставшие субъектами отношений в мире. Они поддерживали хорошие отношения со странами, служившими им рынками сбыта или поставляющими сырьё. Шли войны за колонии и торговые пути. Но также сохранялся династический принцип правления, образовывались многонациональные государства, интересы составляющих их стран были разные. Внешняя политика все больше поддавалась влиянию буржуазии, применяла ее цели и методы. В капиталистическую эпоху от уровня экономического развития зависела военная сила государств, а также роль, которую играло государство на международной арене. В XVI веке Европа разделилась на два лагеря из-за религии – на сторонников католичества и сторонников протестантизма. Некоторые государства вступали в конфликты, чтобы бороться за настоящую веру. К важному фактору в международных отношениях относилось наличие турецкого государства. Османская империя соединению христианских народов, но, когда было надо, европейские страны не смотрели на религиозные различия, заключали союзы с турками. В это время выросла роль дипломатии, возникают представительства и посольства. Развивается международное право. Необходимо отметить, что сильно увеличились масштабы военных действий. В XVII веке в армиях больших государств было 100 тысяч и больше человек.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались? 2. В чём заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему её проведение пришлось именно на середину XVII в.? 3. Почему разгорелся конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном? 4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола? 5. Выскажите своё мнение о протопопе Аввакуме. 6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?
1. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV веке становится государственной религией в Риме.
2. Появление городов, связанное с развитием рыночных отношений, развитием ремесел. С XI века возникают города на территории Англии, Германии, Нидерландов, во Фландрии, с XII века – в Скандинавских странах и Ирландии. Города считались крупными, если в них проживало 20 тыс. человек. Горожане состояли из чернорабочих, возчиков, трактирщиков, поденщиков, купечества и духовенства.
3. В XIII веке в некоторых городах Западной Европы стали открываться университеты. В 1200 году был основан Парижский университет. В XIII веке – Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский – в Испании, Неополитанский – в Италии. В XIV веке основаны университеты в Чехии, Польше, Германии. В конце XV века в Европе насчитывалось 65 университов, преподавание в которых велось на латыни. Появляется светское образование.
4. Схоластика – это соединение религиозной философии и логики. Схоласты выступали за гармонию веры и разума. Крупные схоласты средневековья: Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий и Фома Аквинский. Последний сформулировал 5 доказательств бытия бога. В конце XIX в. католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным авторитетом в области религии, философии, истории, политики и права.
5. Алхимия и мистика получили мощное развитие именно в этот период. Вечной целью алхимиков оставалось нахождение философского камня для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия, универсального растворителя. Эти бесконечные, нередко опасные опыты в итоге привели к появлению в XVIII в. науки химии.
6. К XII в. в европейском обществе сложился образ благородного рыцаря. Появляется один из новых жанров куртуазной или придворной литературы – рыцарский роман, яркими образцами которого являются «Тристан и Изольда», «Роман о Розе», «Дон Кихот», «Песнь о Роланде». Рыцарские романы были весьма популярны, они воспитывали уважение к долгу, чести и человеческой чувственности.
7. В V-VIII вв. влияние церкви на мировоззрение особенно сильно. Значительно позже оно стало ослабевать, появляются академическое образование и философское свободомыслие, появляются ереси. Ереси – это отклонение от официальной христианской догматики и культа, они носили антицерковный характер и становятся массовыми с появлением городов. В XIII в. появляется инквизиция (церковный суд) – самостоятельное учреждение под властью главы католической церкви – папы. Инквизиция с пыток, запугивания вырывала у жертв признание вины.
8. Крестовые походы продолжались в течение двух столетий (1096-1270 гг.). В этих походах участвовали феодалы и рыцарство, духовенство и крестьяне. Крестовые походы принесли много бедствий странам Востока и Запада. При этом они повлияли на развитие торговли, ремесел, распространение духовного влияния Востока, а также на характер европейской культуры, появилась склонность к странствиям, к открытиям.
В культуре средневековой Европы отметим следующие достижения:
• появление новых форм живописи – монументальная храмовая живопись, мозаика, фрески, книжные миниатюры;
• активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос. Эти легенды исполняли певцы-музыканты (Англия, Скандинавия);
• значительное явление во французской литературе XII-XIII вв. - поэзия вагантов – странствующих поэтов;