1. "Москва - третий Рим" - политическая теория ХV-ХVI вв., которая после падения Византии, обосновала значение Москвы как всемирного центра православия.
Теория "Москва - третий Рим" утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, создателя этой теории, из-за отклонения от "истинной веры", является Московская Русь -"третий Рим".
2. Русская православная церковь всеми силами защищала и поддерживала объединение русских земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. Благодарные великие князья всячески поддерживали церковь, предоставляли ей новые земельные владения, делали в монастыри и церкви богатые вклады деньгами, дорогими вещами, предоставляли церковным земельным собственникам налоговые льготы, позволяли им самим судить и рядить живущих на их землях людей. Такой порядок на Западе назывался иммунитетом, утвердился он и в России
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
За вторую половину XVII века Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных псалтырей, и часословов. За несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Среди тысяч экземпляров книг, изданных Московским Печатным двором, более половины составляли светские. Увеличилось число переводных сочинений: если в XVI веке было известно 26 названий, то в XVII веке — 153, из которых к числу религиозно-нравственных относится менее четырех десятков. Остальные, более трех четвертей, — светского содержания. О каких изменениях в культуре XVII века свидетельствуют эти факты? Как называется данный процесс в культуре?
В докладе рассматриваются особенности полиграфического и художественного оформления московских изданий XVII в.: начиная от формата и шрифта и заканчивая орнаментикой и издательским переплетом. Доклад представлен на Третьих краевых Кирилло-Мефодиевских образовательных чтениях (Хабаровск, 15—24 мая 2013 г.) и опубликован в «Материалах» Чтений.