Жыра́у (от каз. жыр — песня, стихотворение[1]) — народный поэт и певец в казахской поэзии. Данный термин упоминается в источниках с XV века. В отличие от жыршы, жырау является не только исполнителем, но и автором произведений. Певцы-жырау считаются родоначальниками казахской литературы[2].
Излюбленный жанр жырау — толгау (каз. толғау — раздумья), то есть стихотворение-раздумье, содержащее большое количество назиданий и афоризмов. Певцы-жырау в своих песнях давали мудрые советы, проповедовали истину, добро и справедливость, воспевали мотивы национального единства, выражали интересы простого народа, подчеркивали красоту и силу природы. В эпоху Казахского ханства жырау считались признанной крупной политической силой в ханской ставке и исполняли различные общественные функции[2]. Многие из них были не только поэтами, но и биями — вождями племён и племенных союзов, а также батырами — предводителями дружин[1]. Жырау были одними из немногих, кто имел право высказать недовольство хану[2].
Первыми представителями казахской поэзии считаются Асан Кайгы и Казтуган-жырау, жившие в XV веке. Наиболее известные их последователи в XVI-XVII веках — Сыпыра-жырау, Шалкииз-жырау, Доспамбет-жырау, Маргаска-жырау, Жиембет-жырау, Актамберды Сарыулы, Татикара-жырау. В XVIII веке казахская поэзия переживает новый виток развития, связанный с войной с джунгарами, присоединением к России и обострении внутренних противоречий в казахском обществе[1]. Этот период связан с именами таких поэтов, как Умбетей-жырау (1706—1778), Бухар-жырау (1668—1781), Кожаберген-жырау (1663—1762)[2].
Название произведения «Зар заман» Шортанбая-жырау дало название периоду активной колонизации Российской империей и отмены ханской власти в Казахской степи.
В современности для именования фольклорных казахских поэтов вместо слова «жырау» обычно используется термин «акын», ранее употреблявшийся лишь для именования поэтов-импровизаторов, участвующих в айтысах — поэтических состязаниях.
Объяснение:
надеюсь
ldstroy
14.07.2020
«Бесшатырский курган» состоит из множества могильников, датируемых V—IV веком до нашей эры. Самый крупный могильник — Большой Бесшатырский курган имеет диаметр 105 метров, высота — 17 метров. В одном из курганов оказалась деревянная постройка из массивных стволов тянь-шанских елей. Исследованы в 1957, 1959—1961 годах семииреченской археологической экспедицией (рук. К.Акишев). 31 большой и маленький могильник, 21 из которых покрыты камнем, 10 — пластом из щебня и глины. Условно делятся на северные и южные. Самые крупные (2-й и 3-й) диаметром от 45 до 105 м, высота 6—17 м. Средние курганы соответственно — 25—38 м, 5—6 м. Маленькие — 6—18 м, 0,8—2 м. Исследования 18 могильников разной величины дали ценные научные сведения о социальных группах, хозяйстве, быте, обычаях, религиозных убеждениях, архитектуре, оружии и снаряжении саков. В 6 из 20 курганов удлинённые участки ограждены цепью из каменных плит и мелких камней. На множестве плит высечены изображения горных коз, кабанов, волков и других зверей, а также различные метки. Встречаются символы солнца и круги, изображающие казахскую тамгу «глаз». Курганы были не только местом погребения, но и местом проведения религиозных обрядов. Обнаружены сложные подземные ходы. В 6 больших курганах общая длина катакомб — 55 м, высота проходов — 1,68 м, шир. — 0,8 м. Могильники малых курганов вырыты в виде простой ямы иногда с боковым каменным ящиком. Средние напоминают юрту. Большие могильники изнутри отделаны деревом и относятся к уникальным архитектурным памятникам древней эпохи. На строительство большого кургана уходило до 50000 м3 камня и глины. Брёвна для отделки заготавливались из тянь-шанской ели в Заилийском Алатау в 200—250 км от места, сплавлялись по реке. Большие могильники (длина более 10 м, высота 4—5 м) предназначались для погребения вождей и военачальников сакских племен. В средних хоронили военачальников ниже рангом и известных войной, а могильники поменьше отводились рядовым воинам и простым людям. При раскопках обнаружены короткий меч-акинак, наконечники копий, часть деревянного щита, железная пряжка подпруги, 4 агатовых и 2 золотых бус. Курганы Бесшатыр относятся к VI—V векам до н. э. Комплекс захоронений состоит из множества курганов и могильников. На площади в 2 км² сосредоточено 18 царских курганов диаметром от 8 до 70 метров и высотой от 2 до 20 метров. Западнее царских гробниц с севера на юг тянется цепь из 45 каменных оград, на которых выбиты рисунки животных. Учёные предполагают, что это — ритуальная площадка некрополя. Под насыпями устроены сложные по конструкции усыпальницы из тянь-шаньской ели. Рядом с Бесшатыром находятся сакские могильники Кзылауыз, Алтын-Эмель, Карашокы. В 3 км юго-восточней расположены более поздние захоронения: могильники Усуней Бесшатыр II, состоящие из 33 курганов, чуть дальше — могильник Калкан I, насчитывающий 118 погребальных сооружений, а в районе перевала Алтынэмель — одноименные могильники из 36 курганов. Находки из кургана, свидетельствуют о том, что сакская знать стремилась увековечить свой господствующее положение и после смерти, сооружая громадные памятники[1]. Величина насыпи свидетельствовала о высоком социальном положении человека в обществе. Бесшатырские курганы окружены очень необычными сооружениями.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какой была судьба христиан до того как христианство сравняли с правами с другими верами?
Жыра́у (от каз. жыр — песня, стихотворение[1]) — народный поэт и певец в казахской поэзии. Данный термин упоминается в источниках с XV века. В отличие от жыршы, жырау является не только исполнителем, но и автором произведений. Певцы-жырау считаются родоначальниками казахской литературы[2].
Излюбленный жанр жырау — толгау (каз. толғау — раздумья), то есть стихотворение-раздумье, содержащее большое количество назиданий и афоризмов. Певцы-жырау в своих песнях давали мудрые советы, проповедовали истину, добро и справедливость, воспевали мотивы национального единства, выражали интересы простого народа, подчеркивали красоту и силу природы. В эпоху Казахского ханства жырау считались признанной крупной политической силой в ханской ставке и исполняли различные общественные функции[2]. Многие из них были не только поэтами, но и биями — вождями племён и племенных союзов, а также батырами — предводителями дружин[1]. Жырау были одними из немногих, кто имел право высказать недовольство хану[2].
Первыми представителями казахской поэзии считаются Асан Кайгы и Казтуган-жырау, жившие в XV веке. Наиболее известные их последователи в XVI-XVII веках — Сыпыра-жырау, Шалкииз-жырау, Доспамбет-жырау, Маргаска-жырау, Жиембет-жырау, Актамберды Сарыулы, Татикара-жырау. В XVIII веке казахская поэзия переживает новый виток развития, связанный с войной с джунгарами, присоединением к России и обострении внутренних противоречий в казахском обществе[1]. Этот период связан с именами таких поэтов, как Умбетей-жырау (1706—1778), Бухар-жырау (1668—1781), Кожаберген-жырау (1663—1762)[2].
Название произведения «Зар заман» Шортанбая-жырау дало название периоду активной колонизации Российской империей и отмены ханской власти в Казахской степи.
В современности для именования фольклорных казахских поэтов вместо слова «жырау» обычно используется термин «акын», ранее употреблявшийся лишь для именования поэтов-импровизаторов, участвующих в айтысах — поэтических состязаниях.
Объяснение:
надеюсь