Конспект урока по теме «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках»
Урок "Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках" предназначен для учащихся 6 классов. 4 урок по теме «Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)» (общее количество часов на изучение темы 5) курса для 6 класса «Всеобщая история. История средних веков». Рабочая программа: Вигасин А. А., Годер Г. И., Шевченко Н. И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5–9 классы. М.: Просвещение, 2014. 146 с. Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015. 288 с.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
За якими статтями українські землі та міста були вперше проголошені володіннями московського царя? А) Глухівськими; Б) Батуринськими; В) Переяслівськими; Г) Московськими.
церковная реформа ивана iv грозного — комплекс законов (стоглав), принятых на стоглавом соборе в 1551 году, и касающихся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным.
кратко о сути церковной реформы
перед стоглавым собором иван грозный поставил ряд вопросов (69) касающихся нравственных, просветительских и социальных сторон жизни в государстве, а также затрагивающих финансовые и административные отношения между царем и церковью.
в результате заседания собора, на котором присутствовали как высшие иерархи церкви так и представители избранной рады, были приняты 100 глав соборного приговора (в последствии к ним была добавлена 101 глава о церковном землевладении).
финансовые вопросы
все земли полученные церковью в период с момента смерти василия iii до стоглавого собора (боярское правление) передавались старым владельцам.
церкви запрещено принимать новые земли и поместья в дар без разрешения царя
церкви запрещено давать деньги в рост (кредиты) и зерно в насып (натуральные кредиты)
за нарушение запрета на безконтрольную передачу/продажу земли к церкви производится конфискация земли в пользу государства без компенсации дарителю или продавцу
всех крестьян и посадских (горожан) пытающихся скрыться от уплаты налогов в стенах монастырей были обязаны вернуть к работе в миру (выгнать).
религиозные вопросы
определен список канонизированный святых
введение должности поповских старост (избираемых среди священников)
запрет для мирян на общение с иностранцами
узаконено двоеперсное сложение пальцев при совершении крестного знамения и сугубая аллилуйя (т.е. произнесение хвалы дважды)
запрет на прохождение через царские врата для служителей без риз и епитрахили
отмена «несудимых» грамот — все монастыри стали подсудны епископам, но государственным судьям запрещено судить духовных лиц.
определены правила создания икон, написания новых и переписи старых книг.
«двойным» монастырям (в которых проживали и мужчины и женщины) предписывалось строгое соблюдение обособленности полов, недопущение разврата.
прочие вопросы
одобрен судебник 1550 года
брачный возраст для юношей устанавливается с 15 лет, для девушек — с 12 лет.
единственный брак считался идеальным, второй нельза было венчать, но разрешалось благословлять, за третий предусматривалось временное отлучение от церкви на 5 лет, а четвертое бракосочетание следовало назвать «преступлением»
запрет на стрижку усов и бороды под страхом отлучения от церкви
указание для священников и дьяконов создавать училища для обучению крестьян грамоте и «страху божию».
итоги и результаты церковной реформы
царь попытался лишить церковь дохода от кредитования населения деньгами и продуктами
попытка поставить увеличение земель церкви под контроль государства
по факту, соборный приговор относительно финансовых ограничений деятельности церкви был проигнорирован — данный вопрос поднимался и на соборе 1573 года, и на земском соборе 1580 года, но на всем протяжении этого времени и после данных мероприятий вклады в монастыри и переписывание им земель продолжались.
определены спорные религиозные моменты
духовные лица может судить только духовная власть, но не государственный суд
принятые значимыми двоеперсие и сугубая алилуйя стали впоследствии основой для старообрядческого раскола в xvii веке.