Особенности первой Конституции РСФСР заключались в следующем:
1) Законное закрепление советской власти, т.е. официальное установление диктатуры пролетариата.
2) Подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма.
3) Закреплялось федеративное устройство страны и ее название РСФСР (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика) + флаг и герб РСФСР.
4) Высший орган власти – Всероссийский съезд советов и ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет), исполнительная власть – СНК (совет народных комиссаров).
5) Все граждане обязаны были трудиться на благо страны.
6) Граждане обязаны были защищать свое Отечество.
7) За рабочими теперь закреплялось избирательные преимущества: 5 голосов крестьян приравнивались к одному голосу рабочего.
8) Лица, которые использовали наемный труд, для извлечения собственной прибыли или живущие на нетрудовые доходы, священники и бывшие служащие царской полиции, лишались избирательных прав.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Каким образом обстановка, в которой протекали детство и юность Петра I, повлияла на становление его личности? В чем это личностное развитие определялось рамками политической и социальной культуры допетровской России, а в чем выходило за эти рамки? Чем это было вызвано? 2. Какие обстоятельства привели к власти царевну Софью? Соответствовал ли ее приход к власти ситуации, сложившейся после смерти царя Алексея Михайловича, интересам Российского государства? 3. О чем свидетельствует такое явление отечественной истории, как стрелецкие бунты? Какими причинами они были вызваны? Какие долговременные исторические последствия для страны они имели? 4. Какие причины обусловили поражение Софьи в борьбе за власть с Петром? Как могли бы развиваться события отечественной истории в случае победы Софьи и устранения Петра? Подумайте, одержал бы Петр победу в этой борьбе, если бы его соперником в притязаниях на престол был мужчина, а не женщина? 5. Какое значение имело, с вашей точки зрения, направление Петром I дворянской молодежи на обучение в Западную Европу? 6. Оцените основные нововведения Петра I в области образования. Чем объяснялась преимущественная направленность этих нововведений? 7. Охарактеризуйте состав иностранных специалистов, приглашавшихся петровским правительством в Россию. Чем объясняются «кадровые ошибки» того времени? Оцените в целом влияние иностранных специалистов на развитие образования, науки, техники, морского и военного дела в России. 8. Какими причинами объясняется стремление Петра I изменить внешний облик русских? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны этой кампании? 9. Подумайте, какие долго последствия имели петровские преобразования в сфере культуры и быта. Попробуйте оценить, насколько благотворными были эти последствия для дальнейшего развития нашей страны. Аргументируйте свой ответ. 10. В какой мере социально-экономическая политика Петра I явилась продолжением политики его отца? 11. Почему Петр I уделял особое внимание «рудознатству» и металлургии? В какой мере эта направленность экономической политики царя повлияла на будущее отечественной экономики? 12. Какие причины обусловили направленность развития легкой промышленности России при Петре I? В какой мере это предопределило развитие данной отрасли в будущем? 13. Каким образом рас мануфактур изменило социальную структуру российского общества? В чем историческое значение формирования приписного и посессионного крестьянства? 14. Сравните процесс появления цехов в Западной Европе, ремесленных сообществ в Великом Новгороде и создания цехов по царскому указу 1722 года. В чем вы видите различия между этими процессами? 15. Перечислите товары, на торговлю которыми при Петре I была введена государственная монополия. Почему она была введена именно на эти товары? 16. Какое значение имело принятие при Петре I «Закона о единонаследии»? Какими мотивами руководствовался царь, издавая этот закон? Какие исторические последствия имело это решение? 17. Оцените значение денежной реформы Петра I. Какими причинами была, с вашей точки зрения, обусловлена эта реформа? Каковы были её положительные и отрицательные последствия? 18. Чем административное деление России после проведения Петром I областной реформы отличалось от дореформенного? Каковы историческое значение и последствия областной реформы Петра I? 19. Чем принцип формирования и функционирования Правительствующего сената отличал этот орган от Боярской думы? Какие причины обусловили замену Боярской думы на Правительствующий сенат? 20. Сопоставьте приказы допетровской эпохи с коллегиями, учрежденными Петром I. Какие приказы были расформированы без передачи их функций какой-либо коллегии? Функции каких приказов были объединены в функциях какой-либо коллегии? Были ли учреждены коллегии, аналогов которым среди ранее существовавших приказов не находится?