ответ:Основы мировоззрения традиционного казахского общества закладывались в устном народном творчестве и наследии мыслителей времён Казахского ханства (от Асана Кайгы до Бухара-жырау). Во второй половине XIX века происходило концентрированное выражение традиционных взглядов на различные стороны общественной жизни и переосмысление их с учётом нового времени. Этому труды Абая Кунанбаева и других казахских просветителей времён Российской империи[1], а также деятельность джадидистского движения[2].
В число наиболее образованных слоёв Казахского ханства входили жырау, бии, представители исламского духовенства. Однако до XIX века образование можно было получить только в медресе, которые в основном готовили религиозных служителей. В таких учебных заведениях наряду с основами ислама преподавали философию, астрономию, историю, языки, медицину, математику. Срок обучения составлял 3—4 года. Некоторые религиозные деятели получали дополнительное образование в Бухаре, Стамбуле и других крупных городах мусульманского мира[1].
Первые светские школы на территориях проживания казахского населения открываются только с началом присоединения к Российской империи. В 1786 году в Омске открылась Азиатская школа, в 1789 году — правительственная школа в Оренбурге. В XIX веке они были преобразованы в Омское войсковое казачье училище (ныне Омский кадетский корпус) и Оренбургский Неплюевский кадетский корпус соответственно. В 1841 году в Букеевской Орде была открыта школа Жангира — первая казахская школа[3]. В ней преподавались русский и восточные языки, математика, география, основы ислама. В конце XIX века в Туркестанском крае была создана сеть «русско-туземных школ» — школ начального образования, созданных русской администрацией для подготовки чиновников нижнего звена. Выпускниками светских школ были такие известные деятели казахской культуры, как Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, Мухаммед-Салих Бабаджанов, Шакарим Кудайбердиев и многие другие. Они выступали сторонниками просвещения и обновления казахского общества, резко критиковали отсталость патриархально-феодальных общественных устоев и заявляли о необходимости политических перемен в Российской империи и в Туркестанском крае в частности, внедряя передовые идеи в казахское общество посредством своего творчества и общественной деятельности[1].
Во второй половине XIX века появляются казахские печатные издания. Казахские книги издавались в Санкт-Петербурге, Казани, Оренбурге, Ташкенте, Семипалатинске. Первой казахской газетой стало приложение «Түркістан уәлаятының газеті» к газете «Туркестанские ведомости»[4], увидевшее свет 28 марта 1870 года. В 1911 году было организовано издание первого казахского журнала «Айкап», в 1913 году — газеты «Казах». На страницах этих периодических изданий освещались различные стороны жизни казахского общества[1].
При этом даже в начале XX века в казахской общественной мысли казахи и киргизы порой представлялись единым народом. Например, значимая теоретическая работа казахского общественного деятеля Алихана Букейханова носила название «Киргизы»
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
рассказ об Америка Веспуче
Америго Веспуччи родился 9 марта 1454 года во Флоренции. У Америго было два брата: старший — Антонио (учёный в Университете Пизы), средний — Джеронимо (торговец в Сирии)[2].
Америго Веспуччи был третьим сыном государственного нотариуса республики Анастазио (Настаджио) Веспуччи. Он получил тщательное воспитание у своего учёного дяди Джорджио Антонио Веспуччи, доминиканского монаха монастыря Святого Марка во Флоренции, который обучил его латыни (на латыни он напишет письмо своему отцу 18 октября 1478 года)[2], и показал большие успехи в физике, мореходной астрономии и географии. В качестве торговца он отправился в 1490 году в Севилью (вместе с ним едет его племянник Джованни, младший сын старшего брата Антонио), где поступил на службу в богатый торговый дом флорентийца Даното Берарди. Так как этот дом снабжал Колумба деньгами для его второго путешествия 1493 года, то можно полагать, что Америго Веспуччи знал испанского адмирала, по меньшей мере, с этого времени. Колумб ещё незадолго до своей смерти рекомендовал его своему сыну как честного, надежного человека.
В 1492 году флорентийский торговый дом Медичи посылает Америго Веспуччи, вместе с Донато Никколини, в резиденции Кадиса и Севильи. В декабре 1495 года в Севилье умирает итальянский торговец Джуаното Берарди, и Веспуччи вынужден заняться его делами. 9 апреля 1495 года Джуаното Берарди получил контракт на поставку Испанской короне 12 кораблей водоизмещением 900 тонн. После смерти Берарди Америго Веспуччи в декабре 1495 года стал заведовать отчётностью этого торгового дома; 10 апреля 1495 года испанское правительство разорвало отношения с Колумбом, и Веспуччи заполучил право снабжать Индию по май 1498 года. 12 января 1496 года он получает 10 000 мараведи от казначея Пинело для выплаты заработной платы морякам[3]. Фактически он заключил контракт на снабжение в Андалузии одной (если не двух) экспедиций в Индии, в частности третьей экспедиции Колумба. Успех предприятия этого мореплавателя внушил Америго Веспуччи мысль оставить торговое дело, чтобы познакомиться с новооткрытой частью света.