? 1. если человек начнет, клянясь, обвинять другого человека в убийстве, а этого не докажет, то ее надо убить.
? 2. если человек обвинит другого человека в колдовстве, но не докажет этого, то обвиняемый должен пойти к реке и броситься в воду. если рика поглотит его, то обвинитель может забрать его дом, а когда река этого человека очистит и он останется невредимым, то того, кто обвинял ее в колдовстве, надо убить, тот, кто прыгал в реку, получает дом того, кто его обвинял.
? 3. если человек выступит в судебном деле свидетелем обвинения, но не докажет этого, и если это судебное дело касалось жизни, то этого человека надо убить.
? 4. если же она выступила свидетелем в судебном деле по хлебу или серебра, то она должна понести наказание, применяемое в таком судебном деле.
? 5. если судья будет рассматривать судебное дело, примет решение, изготовит документы с печатью, а затем свое решение изменит, то этого судью следует изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска в этом судебном деле в 12-кратном размере, а также должна быть на собрании поднят со своего судебного места и не должен возвращаться и заседать с судьями в суде.
? 6. если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека нужно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
? 7. если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, или овцу, или осла, или что-нибудь другое, то этот человек - вор, его надо убить.
? 8. если человек украдет либо вола, или овцу, или осла, или свинью, или лодки, то, когда это божье или дворцовой, она может отдать его в 30-кратном размере, а если оно принадлежит мушкенуму, - она может возместить в 10-кратном размере, если же вору нечем отдать, то его надо убить.
? 9. если человек, у которого что-то пропало, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет захвачена пропала вещь, скажет: "мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях", - а хозяин пропавшей кстати скажет: "я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", - то покупатель должен продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при которых он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен свидетелей, знающих его пропавшую вещь. судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых было совершено покупку, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, и его надо убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенного им серебро из дома продавца.
10. если покупатель не продавца, продавшего ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то покупатель - вор, его надо убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1.Жоңғар шапқыншылығына қарсы күрес қалай ұйымдастырылды?2.Қарақұм жиынында қандай мәселелер қаралды? 3.Аягөз шайқасының нәтижесі қалай болды?4.Елді азат етудегі қазақ батырларының рөлі қандай?5.Қарақұмдағы жиын мен Аягөз шайқасындағы жеңістің нәтижелі болмауының себептерінің түсіндіріңдер.