Главным итогом Отечественной войны 1812 года стало практически полное уничтожение Великой армии Наполеона.
Уничтожение почти 550 тысяч солдат не укладывается в голове даже современных западных историков. Большое количество статей посвящено поиску причин поражения величайшего полководца, анализу факторов войны. Наиболее часто приводятся следующие причины — плохие дороги в России и мороз, встречаются попытки объяснить разгром плохим урожаем 1812 года, из-за чего не удалось обеспечить нормальное снабжение.
Двенадцать губерний были разорены, сожжены и разрушены древние русские города Смоленск, Полоцк, Витебск, Москва. Военные потери составили более 300 тысяч солдат и офицеров, еще большие потери были среди гражданского населения.
Сразу после победы начали возникать политические кружки, например: "Орден русских рыцарей"; кружок молодых офицеров "Священная артель".
В этом сочинении говорится о том, что член организации «в глубине своего существа, не на словах только, а на деле разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями и нравственностью этого мира. Он для него — враг беспощадный и если б он продолжал жить в нем, то для того только, чтобы его вернее разрушить».«Катехизис революционера», который вполне мог бы называться «Кодексом террориста», имел вид развернутого программного документа, обосновывающего стратегические и тактические принципы физического и психологического террора, который Нечаев собирался развернуть по всей России. Если бы его деятельности сопутствовал успех, то глава «Народной расправы» превратился бы в демона тотального разрушения, чего он желал и к чему стремился
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Самый древний письменный источник относящиеся к истории Узбекистана?
Узбекистан обладает одним из самых богатых фондов древних рукописей на планете. Для его изучения и популяризации 24 мая этого года принято постановление главы государства "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы хранения, исследования и пропаганды древних письменных источников". Реализуя определенные в нем задачи, "ПВ" открывает новую рубрику, в которой мы будем рассказывать о ценных трудах наших великих предков, хранящихся в Институте востоковедения имени Абу Райхана Беруни Академии наук страны.
Первая уникальная и весьма древняя рукопись, о которой пойдет речь - "Матла ан-нуджум ва маджма ал-улум" ("Место восхождения звезд и сбора наук") Абу Хафса ан-Насафи. О ней и об авторе рассказывает старший научный сотрудник института кандидат исторических наук Саидакбар МУХАММАДАМИНОВ:
- Абу Хафс Наджмиддин Умар ибн Мухаммад ан-Насафи родился в 1068 году
в городе Насафе (Карши), который в средние века был одним из научных центров Средней Азии. Основной деятельностью он занимался в Самарканде, был выдающимся ханафитским ученым в области фикха, тафсира, хадисоведения, литературы, языка и истории, передавал хадисы из уст в уста от 550 шейхов. Известно, что он был одним из учителей имама Бурханиддина аль-Маргинани.
Согласно библиографическим данным, являлся автором около 100 сочинений, однако большая их часть утрачена безвозвратно. Дошедшие до нас произведения хранятся в настоящее время в некоторых крупных библиотеках мира, в том числе у нас.
Рукопись была приобретена у населения. Здесь ее идентифицировал академик Павел Булгаков в 1976 году. Работа написана в основном на арабском, но есть также тексты на фарси. Автор объясняет, что в последние годы жизни воедино собрал тексты по различным наукам для интересующихся знаниями и упорядочил их. Он особо подчеркивает, что составил сборник для своих учеников.
Для получения полного представления о вошедших в него темах мы разделили их на 23 отрасли знаний того времени: богословие, теоретическое, практическое право, история, языкознание, поэзия, астрономия и астрология, арифметика, медицина и другие. Большая часть лекций (около 40) составлена самим ан-Насафи, в случае же остальных 16 он переработал сочинения других авторов и в сокращенном виде включил их в сборник.
Лекции по этим темам читались им в медресе Табгач-хана и в мечетях Самарканда, и книга представляет собой собрание материалов по различным отраслям, которым обучали в рамках образовательной системы при Караханидах. Мы не располагаем данными о комплексе предметов, входивших в программы в ту эпоху. "Матла ан-нуджум" призван частично восполнить этот пробел в исследовании педагогической традиции того времени.
Одно из сочинений Абу Хафса ан-Насафи, известное в мусульманском мире как "Акаид ан-Насафи" и также вошедшее в сборник, оказалось самым древним из его работ. В XII веке и в последующие периоды оно послужило развитию и укреплению ханафитского учения ислама на территории Мавераннахра. В сборник вошли также новые и не известные до тех пор произведения ан-Насафи, касающиеся мусульманского права, хадисов, литературы и других наук.
Оригинал работы датируется примерно 1137 годом и был переписан двумя переписчиками почерком насх. В фонде института хранится вариант 1365-го. У второго переписчика Ахмада аль-Усманди мы находим важные сведения о том, что разделы сборника были переписаны с копий, сделанных в Самарканде, вероятно, учениками в медресе Табгач-хана, мечетях кварталов войлочников и Абу Мукатили.
Рукопись дошла до нас в переплете с обложкой из картона, покрытого кожей коричневого цвета. На переплете имеется ромбовидный медальон с двумя подвесками с тиснением переплетчика Хаджи Мухаммада. Листы изготовлены из плотной самаркандской бумаги желтоватого цвета. Текст занимает 355 листов, начальный и последний листы отреставрированы примерно в начале XX века. На некоторых свободных листах встречаются записи, сделанные в разное время и имеющие определенную научную ценность. Так, на одном из них указаны имена владельцев рукописи, а также в горизонтальном порядке расположены оттиски пяти различных печатей. Судя по ним, "Матла ан-нуджум"
в различные периоды хранился у судей (кадиев) и ишанов, которым передавался как проданная или переданная по наследству книга. На каждой странице сборника стоит печать сына бухарского эмира Хайдара (XIX век) - "Йар бия".
Сегодня эта редкая объемная рукопись является единственным экземпляром произведения. Для реализации задач, определенных в названном постановлении, впервые издано факсимиле этой работы. Это позволит ознакомиться с ней, не нанося вреда самой книге.