18 век стал веком перемен не только в , социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре. преобразования в россии не могли быть успешными без повышения культурного уровня ее граждан. армии и флоту требовались военные специалисты, бюрократическому аппарату - образованные чиновники, а бурное развитие потребовало большого количества специалистов с техническим образованием. решение этих было возможно только при условии начала реорганизации системы обучения и ориентирование создаваемых учебных заведений на изучение точных и прикладных наук.
в 1714 г. существующая сеть школ пополнилась цифирными школами в губерниях. дети военных стали посещать школы при гарнизонах, а дети духовенства получали образование при епархиях.
россия не имела собственных специальных учебных заведений. петр i вынужден был для получения образования отправлять дворянскую молодежь за границу. необходимо было создать систему светского образования. начало положено в 1701 г. открытием артиллерийской школы. в 1712 г. открыта навигационная школа, в 1707 г. медицинское училище. в 1725 г. по инициативе петра i были созданы петербургская академия наук и университет для подготовки научных кадров.
в россии создается сеть типографий для печатания отечественных научных и технических книг. за первую четверть века удалось издать более 600 новых работ. было положено начало изданию периодической .
в 1703 г. в москве начали печатать «ведомости о военных и иных делах», где сообщались новости внутренней и зарубежной жизни. появляется учебная («букварь» ф.поликарпова, «арифметика» л.магницкого). в 1708 г. по указанию петра книги гражданского содержания стали печатать шрифтом. в 1717 г. издано «юности честное зерцало,- или показание к житейскому », в котором был дан свод знаний о правилах хорошего тона, азбука, правила произношения и арифметика.
для пропаганды научных знаний в 1719 г. в петербурге был открыт первый музей - кунсткамера.
практические потребности государства обусловили возрастание интереса к естественным наукам. были организованы многочисленные экспедиции, в результате которых исследованы и описаны камчатка, сибирь, дальний восток (экспедиции ф.и.соймонова, в.беринга, а.и.чирикова). это время ознаменовалось развитием горного дела, металлургии, военной техники.
освободившаяся от влияния церкви петровского времени сохраняет старые формы, но наполняется новым содержанием. чисто светские сюжеты отвечают запросам современников: « о российском матросе василии кариотском и о прекрасной королеве ираклии флорентийской земли», « об александре, российском дворянине», « о российском купце иоанне и о прекрасной девице элеоноре».
архитектурное искусство обрело светский характер, появились новые формы, новый стиль. принципы нового зодчества были воплощены при строительстве. петербурга. городские здания несут сплав художественных традиций и элементов архитектуры западных стран - название ему или петровское барокко.
важнейшие архитектурные памятники, сооруженные в это время: летний дворец петра i, петропавловский собор, здание двенадцати коллегий, меншиков дворец на васильевском острове. с именами архитекторов д.трезини, м.земцова, дж.-м.фонтана, г.феделя связано формирование стиля барокко в архитектуре, строительство столицы осуществлялось по заранее разработанному плану.
в москве строятся монументальное промышленное здание арсенала в кремле и здание суконного двора. здесь работает архитектор и.п.зарудный.
живопись петровского периода представлена работами андрея матвеева и ивана никитина. на их картинах - светские сюжеты и портреты современников, написанные маслом.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какую идею воспевает автор поэзии "слово о полку игореве"
«сло́во о полку́ и́гореве» (полное название «слово о походе игоревом, игоря, сына святославова, внука олегова», др.-рус. сло́во о плъку́ и́горєвѣ · и́горѧ сы́на свѧ́тъславлѧ · вну́ка о́льгова) — самый известный памятник . в основе сюжета — неудачный поход 1185 года князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем игорем святославичем. большинство исследователей датируют «слово» концом xii века, вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом, реже 1-2 позже).
проникнутое мотивами славянской народной поэзии и языческой мифологии, по своему художественному языку «слово» резко выделяется на фоне и стоит в ряду крупнейших достижений средневекового эпоса. в изучения памятника большой резонанс вызвала версия о «слове» как фальсификации конца xviii века (скептическая точка зрения), в настоящее время в целом отвергнутая научным сообществом.