1)В 90-х гг. XVII в. сфера политического влияния распространилась помимо кочевнических районов Казахстана, ещё и на торгово-ремесленные центры и оседло-земледельческие оазисы по течению Сырдарьи. Во время правления Тауке, в этих 32 городах с прилегающими к ним аграрными селениями, правили младшие ханы и султаны, которые платили в пользу государственной казны ежегодную подать деньгами и товарами, а с земледельческого и городского населения взимался ясачный сбор с наличного поголовья коров и овец и хлебная пошлина в размере десятины собранного урожая.
Тауке хан считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества. Первое серьёзное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Он упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянным и регулярным. Бийские советы превратились в важный государственный орган, осуществляющий прямые и обратные связи в системе властных отношений. Таким образом, авторитет власти среди простого народа стремительно рос, что позволило динамично развивать политическую ситуацию в стране
2)Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла своё закрепление в своде законов «Жеты Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVIII века.
Термин «жаргы» происходит от древнетюркского слова «жар», означающего вынос решения по спорному вопросу
Судопроизводство было основано на обычном праве — адате и мусульманском праве — шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение — бийлик, ханлык, а также различные подарки.
Очевидно, что свод законов «Жеты Жаргы» прямо или косвенно наследует монгольскую «Яса» (каз. Жаса — пять уложений), которую Чингизхан ввёл в монгольских степях, и которая в XIII веке попала в Дешт-и Кипчак.
По сведениями историка Мухамеджана Тынышпаева единообразное применение и толкование положений «Жеты Жаргы» на всей территории Казахского Ханства обеспечивалось ежегодным сбором биев всех жузов и племен в южной ставке Тауке хана. Ежегодно осенью бии (степные судьи) всех трех казахских жузов, кыргызов, каракалпаков, а также представители катаган, джайма и других мелких родов на 1—2 месяца собирались в ханской ставке «Ханабад» в урочище Куль-Тобе, которое располагалось на левом берегу реки Ангрен в 40 верстах на юг от Ташкента на территории нынешней Ташкентской области
1)Всю свою долгую жизнь Тауке вел активную внешнюю политику. Еще в молодости, при правлении своего отца, он возглавлял посольство к моголам Кашгарии, и в 90-х годах XVII столетия, будучи ханом, участвовал в политических делах Могольского государства. При Тауке происходили столкновения с Аштарханидами из-за господства над присырдарьинскими городами, но большой войны между Бухарским и Казахским ханствами не было. Зато военные действия между казахами и джунгарами носили характер организованных беспрестанных войн.
2)Жеты Жаргы (каз. Жеті Жарғы) — свод законов обычного права казахов, принятый в Казахском ханстве при хане Тауке. В научной литературе именуется как «Уложение хана Тауке», «Законы хана Тауке».Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла своё закрепление в своде законов «Жеты Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVIII века.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
3. Чем Аккадское государство отличалось от государств шуме-ров? Почему оно распалось?
ответ:1. Природные условия. Южная часть Месопотамии (Двуречье — в узком смысле этого слова) образовалась постепенно, в результате заполнения Персидского залива наносами Тигра и Евфрата. Морские воды все больше отступали на юг, уступая место болотистой равнине.
Во времена древнекаменного века (палеолита) страна представляла из себя сплошное болото, над которым носились тучи комаров и москитов. Жизнь для человека была здесь невозможной. Не случайно до сих пор археологи не обнаружили в этих местах ни одного палеолитического орудия.
Только в период новокаменного века (неолита), да и то скорее к концу его, в Двуречье начинают проникать (в небольшом количестве) жители окрестных возвышенностей, вероятно, гонимые в эту неблагоприятную для жизни страну тяжелой необходимостью (истощением продовольственных запасов и натиском врагов).
Главным богатством Двуречья была рыба, кишевшая в огромном количестве в реках и озерах, не говоря уже о Персидском заливе, а также водоплавающая птица, гнездившаяся в зарослях тростника. Из соседних степей забегали дикие быки, газели, онагры, страусы и мелкая дичь. Самыми опасными хищниками были львы.
Главным занятием древнейших обитателей были охота и особенно рыболовство. В небольших масштабах развивалось также мотыжное земледелие, изобретательницами которого были (судя по мифологическим повествованиям) женщины. Небольшие клочки земли между болотами и озерами вскапывались и засевались злаками (ячменем, двухзернянкой и др.), сажались также овощи (чеснок, лук, огурцы). Очень рано стала выращиваться финиковая пальма, ставшая основным фруктовым деревом Двуречья. Большое значение получил также сезам кунжут, из зерен которого выжимали масло. Одновременно развивалось скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот, свиньи, ослы).
Пахота в Двуречье
Домашних животных использовали не только для получения мяса и молока. Ослов, а позднее быков научились запрягать в плуги, а также применять для молотьбы зерна. Период от мотыжного земледелия к плужному знаменовал значительный сдвиг в развитии производительных сил. Открывалась возможность освоения более значительной посевной плошали. Однако необходимо было отвоевать эту площадь у природы. Приходилось осушать болота, защищать поля от разливов Тигра и Евфрата, создавать запасы воды (на время засухи) в искусственных водохранилищах. Для этого необходимо было прорывать каналы, сооружать плотины, а на высоких, иссушенных солнцем участках копать колодцы. В дальнейшем все более совершенствуются поливки полей (ибо дожди в Двуречье идут главным образом зимой).
Благодаря труду многих поколений долина Тигра и Евфрата превратилась в плодородную страну, дающую небывалые урожаи (до сам-50 и более).
Труднее обстояло дело с сырьем, необходимым для строительства и ремесла. Значительных, лесных массивов в стране не было. Приходилось использовать (и притом весьма экономно) стволы пальм, тонкие ивы, а мощные бревна кедров и кипарисов доставлять с большим трудом с отдаленных гор.
На месте имелись в изобилии лишь глина и тростник, и их использовали самыми разнообразными Жилища сплетались из тростника и обмазывались глиной, а позднее складывались из кирпича-сырца.
Многие сельскохозяйственные орудия (даже серпы и зернотерки) ухитрялись делать из глины. Именно в Двуречье впервые появились глиняные книги (таблетка с выдавленными на них знаками) и даже глиняные конверты.
Высушенный трос и шел на всевозможные изделия, а также служил топливом. Развитие сельского хозяйства и ремесла приводило к быстрому росту населения. Появляются значительные селения, и некоторые из них разрастаются в города, окруженные стенами.
2. Население. Население Двуречья не было однородным в этническом отношении. Дело в том, что страна заселялась с двух сторон. С востока к берегам Тигра и Евфрата спускались шумеры, говорившие на языке, который трудно отнести к какому-либо языковому семейству.
Изображение шумера
По внешнему виду шумеров трудно смешать с другими народами. Приземистые, коренастые фигуры, округлые лица, выдающиеся носы, отсутствие бороды и усов — все это сильно отличает их от соседей.
С запада и северо-запада в Двуречье проникали семитские племена (вероятно, одновременно с шумерами) Их родиной были, по всем данным, Аравийский полуостров и Северная Африка, и шли они через Палестину и Сирию. Первая волна семитских переселенцев получила в дальнейшем название аккадцев (по городу Аккад), а язык их, родственный древнееврейскому и арабскому, стал именоваться акккадским.
По внешности аккадцы отличались от шумеров более стройными фигурами и продолговатыми лицами, обрамленными обычно бородами и бакенбардами.
Объяснение: