Аскольд и Дир – киевские князья второй половины IX в. Согласно летописи они были боярами Рюрика и около 866 г. возглавили
первый поход на Константинополь. В 882 г. были убиты киевским князем Олегом, захватившим Киев.
Александр Невский (1220-1263) – сын князя Ярослава Всеволодовича. С 1236 г. был князем новгородским и возглавлял русские войска
в Невской битве (1240) и Ледовом побоище (1242). За победу над шведами на Неве получил прозвище “Невский”. Александр Невский
проявил себя как талантливый полководец, расчетливый и дальновидный политик. После монгольского нашествия он отказался от
предложения папы Римского о совместной борьбе с монголами, понимая, что пока Русь слишком слаба. Своей политикой он
сокращению разорительных набегов татар. Александр Ярославич много сделал для укрепления великокняжеской
власти и порядка в стране. Умер в Городце, возвращаясь из Золотой Орды. Был причислен церковью к лику святых.
Александр Пересвет – участник Куликовской битвы, инок Симонова монастыря в Москве, до пострижения – брянскийбоярин. Уже
будучи в монастыре, участвовал в отражении татарских и литовских набегов. По преданию, был послан для участия в Куликовской
битве Сергием Радонежским и начал битву поединком с ордынским богатырем Челубеем.
Александр Тверской (1301-1339) – великий князь тверской (1325-1327 гг. и 1337-1339 гг.) и великий князь владимирский (1325-1327
гг.). Сын великого князя Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном Калитой. Возглавил тверское восстание 1327 г. Был лишен
ханом Узбеком великого княжения, бежал в Псков. Покинул Псков под угрозой отлучения псковичей митрополитом Феогностом. В
1337 г. получил в Орде ярлык на тверское княжение. В 1339 г. по доносу Ивана Калиты был вызван к хану и убит в Орде вместе с
сыном Федором.
Алексий – митрополит всея Руси с 1354 г. В малолетство великого князя московского Дмитрия Ивановича возглавлял московское
правительство. Поддерживал Дмитрия в борьбе с Тверью. Умер в 1378 г. Канонизирован Русской православной церковью.
Андрей Ослябя – русский витязь, инок Симонова монастыря в Москве, до пострижения - боярин. По преданию был послан для участия
в Куликовской битве Сергием Радонежским.
Андрей Рублев (1360-1430) – иконописец, крупнейший мастер московской школы иконописи. Росписи старого Благовещенского
собора в Московском Кремле, Владимирского Успенского собора, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря собора
Андроникова монастыря. Самое известное произведение – икона ”Троица”.
Андрей Боголюбский (не ранее 1100-1174) – великий князь владимирский (с 1157). Сын князя Юрия Долгорукого отцу в
борьбе за Киев, княжил в Вышгороде, Турове и др. Сделал г. Владимир столицей Ростово-Суздальской земли. Лишил владений и
изгнал в Византию своих родственников. Организовал походы в Южную Русь и захват Киева. Убит в результате боярского заговора.
Канонизирован Русской православной церковью.
Аристотель Фиораванти (ок. 1415-1485/86) – итальянский зодчий и инженер. Прибыл в Москву в 1475 г. по приглашению Ивана III. За
4 года построил в Московском Кремле Успенский собор. Позднее строил храмы в Новгороде, Вологде и других русских городах,
открыл монетные и литейные дворы, кирпичные мастерские. Умер в Москве.
Афанасий Никитин (?-1474/75) – тверской купец, путешественник. Совершил “хождение” в Персию, Индию (1468-74). На обратном
пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Автор путевых записок ”Хождение за три моря”.
Ахмат (?-1481) – последний хан Большой Орды, правивший в 1459-1481 гг. Неоднократно пытался подчинить своей воле Русское
государство и установить там порядки, существовавшие в XIV в. при хане Узбеке. В 1476 г. требовал от великого князя Ивана
III возобновить выплату дани. В 1480 г. вступил в русские пределы, но встретил русское войско на р. Угре. После безуспешных
попыток переправиться через Угру отступил, опасаясь зимней бескормицы и узнав о волнениях в Орде. В 1481 г. убит соперником по
борьбе за власть в Орде.
Басманов Алексей Данилович – впервые отличился при взятии Казани в 1552 г., за что был титулом окольничего.
Участвовал в отражении набегов крымского хана. В годы Ливонской войны за ним утверждается слава храброго военачальника.
Однако вскоре удаляется ко двору царя и входит в доверие к Ивану Грозному. Был одним из известнейших деятелей
периода опричнины, возможно, даже ее инициатором. В 1570 г. А. Басманов был казнен по приказу царя собственным сыном
Объяснение:
держи
Мета:
-з'ясувати витоки національного відродження на західноукраїнських землях напр. ХVІІІ - поч. ХІХ ст.;
-довести, що діяльність “Руської трійці була виявом галицько-українського відродження;
- з'ясувати, чому альманах “Русалка Дністрова” називають політичним маніфестом українства;
-виховувати почуття вдячності до наших попередників — зачинателів українського національного відродження.
Обладнання:
Тип уроку:
Хід уроку
І. Аналіз складових
Отже, «Русалка Дністрова» - політичний маніфест українства; початок нової літератури на західноукраїнських землях; перша книга в Галичині, написана народною українською мовою; поряд із «Кобзарем» Т. Шевченка стала духовним орієнтиром національно-патріотичних сил.
Іван Франко зазначав: «Русалка Дністрова» …була свого часу явищем наскрізь революційним».
Іван Вагилевич писав, що «Русалка Дністрова» запалила вогонь, що його тільки гробова перста загасити може, врятувала народ від загибелі й відкрила очі кожному письменному чоловікові, у якого лишилося ще незіпсоване українське серце, показала йому його походження, обов´язки для народу й іб, як ті обов'язки треба сповнити.
Запитання для учнів.
Назвіть наслідки діяльності «Руської трійці»:
-поширювали українську мову і літературу;
-популяризували історичне минуле;
-видали збірку «Русалка Дністрова»;
-поширювали національну ідею;
-підвищували національну свідомість;
-закликали до об'єднання галицьких русинів і наддніпрянських українців;
-здійснено перехід від фольклорно-етнографічного етапу до культурницького етапу національного відродження.
О. Єфименко називала членів «Руської трійці» трьома ластівками, що відкрили весну відродження галицько-руської народності.
ІІ. «Навчаючи - учусь»
ІСТОРИЧНИЙ ВОЛЕЙБОЛ (пас)
1.У якій частині України носіями національної ідеї були греко-католицькі священики?
2.Кому належать патріотичні слова:
«Я русин був, єсьм і буду
Я родився русином,
Чесний мій рід не забуду
Останусь його сином»?
3.У якому місті діяло освітнє Товариство галицьких греко-католицьких священиків?
4.Який діяч обійшов майже всю Галичину, Закарпаття, частину Буковини, автор праць з історії, археології, етнографії?
5.Який напрямок поширився серед греко-католицьких священиків на початку ХІХ століття, де на перший план ставилася індивідуальність?
6.Хто із діячів «Руської трійці» переклав на українську мову «Слово о полку Ігоревім»?
7.Хто вплинув на національне відродження західноукраїнських земель наприкінці ХVІІІ століття із європейських діячів?
8.У якому місті було утворено гурток «Руська трійця»?
9.Який німецький філософ розробив теорію національної ідеї?
10.Кому належать такі рядки:
Руська мати нас родила,
Руська мати нас повила,
Руська мати нас любила,
Чому ж мова єй немила?
Багато фахівців переконані, що XIX століття є своєрідним перехідним станом до сучасності. Уже у 80-х рр. XIX ст. цивілізований християнський Захід протиставлявся відсталому Сходу. Якщо в першій половині XIX ст. колоніальна експансія засуджувалася громадськістю західних країн, то наприкінці століття більшість європейців пишалися своїми колоніальними володіннями. Вважалося, що «цивілізація йде на варварство». Проте колоніальна агресія в деяких випадках зіштовхнулася з рішучим опором азіатських та африканських народів.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Имена деятелей история узб 8 класс
ответ:АББАСОВ, Шухрат Салихович
Объяснение:
советский и узбекский кинорежиссер, сценарист, киноактер, педагог. В 1949 году окончил Ташкентский медицинский техникум, в 1954 году – режиссерский факультет Ташкентского государственного института театрального искусства им. А. Н. Островского (ныне Государственный институт искусств Узбекистана), в 1958 году – Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме». В 1954-56 годах – главный режиссер Ташкентского областного музыкально-драматического театра им. М. Уйгура в Янгиюле. С 1958 по 1991 годы – режиссер киностудии «Узбекфильм», в 1982-86 годах – ее директор. Секретарь правления Союза кинематографистов Узбекистана. В1996-2001 годах – первый заместитель председателя правления Союза кинематографистов Узбекистана. Преподавал в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Н. Островского, с 1983 года – профессор, с 1991 года – заведующий кафедрой «Искусство драмы и кино».