прошло несколько дней, и в начале октября жан начал посещать занятия на артистическом факультете, который считался подготовительным, дававшим учащимся знания основ наук. только окончившие его могли совершенствоваться дальше на богословском, медицинском или юридическом факультете.
на артистическом факультете учились 6 лет. тот, кто хотел продолжить свое образование на одном из «высших» факультетов, должен был учиться еще 5 или 6 лет, если он шел на медицинский или юридический факультет, и 15 лет, если он избирал богословие многие из поступивших в университет его не кончали. слишком долог был срок учения и велика его цена: нужно было платить за обучение, тратиться на подарки и угощения по случаю экзаменов, покупать книги и письменные принадлежности, жить долгие годы без семьи, вдали от родных и близких.
жан узнал, что артистический факультет именуется так потому, что его программа включает семь свободных «искусств» (от лат. «артес» — искусства). так назывались основные предметы, которые изучались еще в римской школе: грамматика, риторика и диалектика, арифметика и , музыка и астрономия.
в рукописных книгах и на витражах соборов грамматика, с которой начиналось университетское обучение, изображалась в виде величественной женщины с ключом в одной руке и с латинской азбукой — в другой. это означало, что грамматика — ключ к познанию всех остальных предметов. риторика учила искусству красноречия. преподаватели риторики также учили умению писать письма и составлять деловые документы. обучая диалектике, профессора вырабатывали умение защищать свое мнение и опровергать чужие, учили искусству спора (диспута) .
арифметика знакомила со счетом, — с (приемами) измерения зданий, земельных площадей. в входила и . астрономия объясняла движение небесных светил.
обучение было устным. письменных не давали. чтобы облегчить студентам запоминание, использовали специальные приемы, например грамматическим правилам придавали стихотворную форму. кроме слушания лекций («чтений»), учащиеся должны были принимать участие в диспутах. обычно преподаватель перед диспутом давал студентам какую-нибудь тему для обсуждения. на диспуте высказывались доводы за и против высказанного мнения. они черпались из старых книг. побеждал тот, кто мог больше цитат, выдержек из сочинений признанных авторов, подкрепляя ими свое мнение. такая наука, которая опиралась не на опыт изучения природы и жизненные наблюдения над отношениями людей, а на авторитеты, называлась схоластикой (т.е. школьной наукой, от лат. «схола» — школа).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Каким образом изменился уровень жизни в европе в 16 веке
ответ:
основные тенденции социально- развития европейского общества
в xv–xvii вв. в странах европы происходит распад феодальной сословной системы. крестьяне и ремесленники становятся лично свободными людьми. происходит постепенный переход к капиталистическому обществу, главными составляющими которого является наличие частной собственности и рыночной .
предпосылки
великие открытия (см. урок “эпоха великих открытий”) к возникновению единого мирового рынка, установлению торговых связей между континентами. открытие нового света повлекло за собой приток драгоценных металлов, что к падению цен на золото и подорожанию всех других товаров. протестантская этика (см. урок “распространение реформации в европе и контрреформация”) создала предпосылки для нового отношения к труду и накоплению. все это способствовало росту капиталов.
в европе xv–xvii вв. сформировались следующие социальные группы:
• буржуазия (купцы, крупные банкиры, откупщики);
• дворяне, которые начинают включаться в предпринимательскую деятельность;
• лично свободные крестьяне и ремесленники;
• наемные рабочие.
ресурсы
источники энергии:
• мускульная сила людей и животных,
• ветряные мельницы,
• водяное колесо (активно используется в металлургии и горном деле).
оружие:
• полевая артиллерия (xvi
• ручное огнестрельное оружие: аркебуз (конец xiv мушкет (первыми применили испанцы в 1521 ружье со штыком (конец xvii
судостроение:
• шведская каравелла,
• галеон.
тенденции
развитие мировой торговли. и нидерланды становятся ведущими центрами мировой торговли. в гаванях антверпена ежедневно разгружалось до 250 кораблей.
появление торговых компаний в результате объединения купцов.
в 1600 г. в создана ост-индская компания. эта компания добилась для себя права на монополию – исключительное право ввозить в страну перец.
появление и развитие мануфактур, начинающих вытеснять ремесленные мастерские. мануфактура (от лат. manus – «рука» и factura – «изделие») – крупное предприятие, на котором изделия производились посредством ручного труда. мануфактура могла быть рассеянной (работники трудились на дому) или централизованной (работники находились в одном помещении).
происходит накопление капитала. накоплению капитала способствовало огораживание земель в , революция цен, протекционистская политика государства, неэквивалентная торговля с колониями нового света.
изменения в социальной структуре общества. происходит рост буржуазии (появление капиталиста-предпринимателя), крестьяне и ремесленники становятся лично свободными, появляется класс наемных рабочих.
заключение
xv–xvii вв. – это время формирования в европе капиталистических отношений, условиями развития которых являются личная свобода индивида, устранение регламентаций корпоративной системы и установление ответственности личности за свое благосостояние. в этот период происходит процесс накопления капитала, появляются мануфактуры, возникает класс наемных работников, с одной стороны, и капиталистов-предпринимателей – с другой.