появление в жизни народа решительно меняет его инравственное самосознание.первые произведения позволяют народу осознать себя в процессе, задуматься над своей ролью в мировой , понять корни событийсовременности и свою ответственность перед будущим.первые нравственные сочинения, сочинения общественно-политические, уточняютсоциальные нормы поведения, позволяют шире распространять идеи ответственностикаждого за судьбу народа и страны, воспитывают патриотизм и одновременно уважение кдругим .законен вопрос: могла ли роль быть столь значительной при крайнейнераспространенности самой грамотности? ответ на этот вопрос не может быть однозначени прост.во-первых, число грамотного населения во всех слоях общества в xi-xvii вв. вовсене было столь малым, как это представлялось в xix в.открытие берестяных грамот отчетливо продемонстрировало наличие грамотныхкрестьян, грамотных ремесленников, не говоря уже о грамотных купцах и боярах. чтодуховенство было в основном грамотным, сомневаться не приходится. степень грамотностинаселения зависит от уровня его благосостояния. рост закрепощения крестьян вел к падениюграмотности. поэтому в xvi в. число грамотных могло быть меньше, чем в xiv и xv вв. наэту возможность указывают многие признаки. во-вторых, влияние сказывалосьне только в грамотных слоях населения. было распространено чтение вслух. на этоуказывают и некоторые монастырские обычаи, и самый текст произведений,рассчитанный на устное воспроизведение. если учесть, что наиболее грамотные людиобладали и наибольшим общественным авторитетом, то ясно, что влияние наобщественную жизнь народа было далеко не малым. множество фактов, крупных и мелких,подтверждает это влияние. вот почему князья и цари сами берутся за перо илиподдерживают книжников, летописцев, переписчиков, к написаниюпроизведений и их распространению. вспомним ярослава мудрого, владимира мономаха иего сына мстислава великого, ивана грозного или царя алексея михайловича. стала частью — и частью чрезвычайно важной.какое же значение имеет древняя для нас? понятно, что мы должныучитывать ее роль в прошлом, но зачем нам ее изучать сейчас? актуальна ли древней руси? да, актуальна — и еще как! памятники культуры и , охране которых уделяютсейчас такое внимание наша партия и правительство, будут молчать без памятниковписьменности, и прежде всего без памятников , которая в древней руси была в
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вкаком дворце в москве в 17 веке была восьмигранная башня и дворец был деревянный. ответы: летний дворец(алексея михайловича) или теремной дворец московского кремля.
в плане повседневной жизни xvi и xvii века представляют собой своеобразный мостик, перекинутый между двумя существенно отличающимися друг от друга цивилизациями. по одну его сторону остается средневековая европа: пропитанная христианским восприятием мира, со сравнительно малой мобильностью населения, с латынью в качестве универсального языка науки, с традиционной структурой образования и питания, с вооруженными преимущественно холодным оружием армиями. по другую сторону находится мир, который уже похож на современный: стремительными темпами идет секуляризация сознания, быстро растет население, за научной революцией следует промышленный переворот, окончательно закрепивший связь науки с практикой и производством, европа постепенно перестает быть аграрной, возникают регулярные армии. какая бы сфера жизни ни привлекла наше внимание, перемены бросаются в глаза.
вместе с тем, если сегодня эти многочисленные перемены принято оценивать скорее как благо, как «прогресс», у современников они зачастую вызывали совсем иные чувства. старый мир разрушался слишком быстро, в европе наступало время войн, голода, мятежей и восстаний, , демографических и социальных пертурбаций, определяемых рядом как «кризис xvii века». реакцией на эти явления стали растущее чувство неуверенности в будущем, ощущение хрупкости и неустойчивости привычного миропорядка, рост эсхатологических настроений, коллективные страхи, легковерие в восприятии слухов, ужас перед возможной скорой смертью и всевластием нечистой силы.