Греко-персидские войны (499 г. — 449 г. до н. э., с перерывами) — военные конфликты между ахеменидской персией и греческими -государствами, отстаивавшими свою независимость. греко-персидские войны иногда называют персидскими войнами, и выражение это обычно относится к персов на полуостров в 490 г. до н. э. и в 480—479 гг. до н. э.[1] в результате греко-персидских войн была остановлена территориальная экспансия империи ахеменидов, древнегреческая цивилизация вступила в полосу расцвета и своих высших культурных достижений
VadimovnaIgor
27.10.2021
Свод законов хаммурапи (или кодекс хаммурапи), созданный царём хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. является одним из древнейших законодательных памятников. сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией жака де морганав ходе раскопок в 1901—1902 годах в сузах (территория древнеймесопотамии), в современной провинции хузестан в иране. в верхней части столба изображен сам хаммурапи, стоящий в молитвенной позе и получающий законы из рук бога солнца шамаш (по другой версии, на стеле изображен бог мардук)[2], сидящего на троне. в предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. при этом особо отмечается, что главные черты хаммурапи, делающие его достойным правителем, — это его смирение перед богами и покорность их воле. среди деяний царя прославляется, в первую очередь, укрепление храмов. по всей видимости, царская власть считалась божественной по своему происхождению, а царь был прежде всего исполнителем воли богов. светская власть царя тесно была связана с властью жречества. в центре внимания законов хозяйственные, и семейные отношения. ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. некоторые исследователи отмечают, что из кодекса хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности(«невиновен, пока не доказано обратное»). в случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.