известные соборы европы посещают все, независимо от вероисповедания и отношения к религии. и для туристов они являются топовыми достопримечательностями. а все потому, что многие европейские храмы – это не просто культовые сооружения. они являются архитектурным достоянием и культурным наследием, свидетелями многовековой народа и символом страны. такая многогранность превращает известные соборы в мощный центр притяжения.
друзья, не удивляйтесь столь философскому вступлению данного поста. я, как всегда, вас и хочу вместе с вами взглянуть на те великие соборы западной европы, которые впечатлили меня наяву. мы сейчас имеем возможность видеть, какие гениальные творения появились еще в средние века.
эти башни кафедрального собора св. вита в праге (передний план на фото) были построены в xvi веке. можно только предположить, сколько труда вложили архитекторы и строители при средневековом уровне развитии техники…
храмы страдали от частичных разрушений, расширялись и перестраивались. но главные из них сохранили свою основу, зачастую выполненную в романском стиле, который преобладал в начале тысячелетия. а на этой основе вырастали готические башни, соединяя в себе мощь, возвышенность и утонченность.
, для меня самым впечатляющим храмом на сегодняшний день остается пражский святовитский собор. поэтому с него и начну свое краткое описание европейских соборов. не стану ранжировать объекты по размерам, высоте башен и пр. так как о каждом из этих культовых сооружений есть в блоге статьи, где можно узнать , посмотреть внутреннее убранство, то сейчас остановлюсь только на некоторых деталях, сопровождая фото с названиями.
собор святого вита в прагекафедральный собор, построенный в праге в честь святого вита, можно считать летописью чешского государства. храм проходил все ступени созидания вместе с развитием пражского града. первый камень в возведение ротонды св. вита был заложен в конце x века. строительство того монументального сооружения, которое мы видим сейчас, инициировал карл iv в 1344 году, а завершением принято считать 1929 год.
собственно, вряд ли можно утверждать, что в данном случае первично, — или крепость развивалась вокруг главного святого места, или собор набирал вес, потому что находился на территории княжеской крепости. но величественный готический собор стал и местом коронации, и усыпальницей монархов.
когда стоишь у стен собора св. вита, он впечатляет своей грандиозностью. протяженность храма превышает 120 м. самая высокая башня достигает 96 м, и это не такая уж значительная высота для католических соборов. однако возникает именно ощущение грандиозности. не менее ошеломляет храм и своим интерьером.
храм святой варвары в городке кутна горасобор варвары или, как говорят в чехии, барборы, находится в небольшом городке, связанном с добычей и переработкой серебра.
называется этот городок кутна гора, и было время, когда центр серебряного промысла составлял серьезную конкуренцию праге. в те годы началось строительство великолепного храма в честь покровительницы горняков святой варвары с тайной надеждой затмить святовитский собор. удалось ли? читайте подробную и смотрите внутреннее убранство храма здесь. только уточню, что строительство данного объекта растянулось на 500 лет.
по меркам европейских готических сооружений кафедральный собор св. варвары в определенной степени считается миниатюрным… это при своей-то 70-метровой длине… но его архитектура уникальна, что очевидно и по фотографии.
собор святого стефана в венесвятой стефан, как фамильярно называют известнейший собор европы, находится в столице австрии. это одна из самых главных достопримечательностей вены.
stephansdom превышает все соборы, представленные в данной статье. высота его южной башни – без малого 137 м. протяженность также – 200 м. храм занимает почти всю одноименную площадь, его сложно охватить взглядом весь. поэтому воспринимается по-особенному… высочайшая южная башня, северная колокольня, альбертовы хоры…
так и хочется сказать, что у собора св. стефана сложная судьба. началась его еще в xii веке. перестраивался, расширялся, отстраивал заново рухнувшие башни. собору посвящен отдельный пост – stephansdom заслуживает того, чтобы о нем узнать больше.
мы поднимались на самую высокую смотровую площадку храма по узкой винтовой лестнице, состоящей из 343 ступеней. утомительное, но впечатляющее мероприятие. и вена с высоты просматривается, как на ладони.
польський середньовічний хроніст ян длугош про причини ліквідації київського князівства
«литовські пани дуже хотіли, щоб це князівство (київське) знову було повернене на звичайну провінцію великого князівства, як і інші руські князівства, і вимагали то від короля, щоб він тут призначив намісником мартіна гаштольда».
ліквідація литовською владою київського князівства (уривок із «додатка до іпатського літопису»)
«року 1471. упокоївся семен олелькович, князь київський. після його смерті казимир, король польський, бажаючи, щоб перестало існувати князівство київське, не посадив уже там семеонового сина мартіна, а посадив воєводу з литви мартіна гаштольдта, ляха, якого не хотіли кияни прийняти не тільки тому, що він не був князем, а більше тому, що він був ляхом; однак будучи примушені, погодилися. і з цього часу в києві перестали бути князі, а замість князів стали воєводи».
гаштольду довелося силою утверджувати свою владу в києві, який не бажав бачити його своїм намісником.
таким чином, на початок 70-х рр. хv ст. на українських землях було остаточно ліквідовано удільний устрій і поширене воєводське іння.
ліквідація волинського і київського удільних князівств свідчила про те, що литовська знать зміцніла настільки, що могла вже не рахуватися з інтересами руської православної, яку не влаштовував такий стан речей. її провідники намагалися відновити колишній вплив руської православної знаті та становище. одним із виявів цього була змова 1481 р., коли молодші нащадки олельковичів, що були позбавлені своїх уділів, намагалися відділити свої колишні володіння від великого князівства литовського і приєднати їх до московського князівства. також вони висували свої претензії на великокняжий престол на правах старшинства серед ольґердовичів. проте змова була викрита, а змовники страчені.
змова князів виразно засвідчила, що руська православна знать була усунута від влади, а гору у великому князівстві литовському взяла литовська католицька знать.
по смерті великого князя литовського і короля польського казимира iv яґеллончика в 1492 р. спадкоємцем став його син олександр (1492—1506 новий великий князь продовжив політику, спрямовану на зміцнення при владі католиків. литовська католицька знать виступала за незалежність литви і проти унії з польщею, убачаючи в польській знаті своїх конкурентів. напруженими відносинами між литвою і польщею відразу скористалася москва, яка, уклавши союз із кримським ханством, почала наступ на литву. москва остаточно підкорила твер і новгород, що тяжіли до литви, захопила майже всю чернігово-сіверщину. верхівські князі, нащадки рюриковичів, перейшли на службу до московського князя. у цей же час українські землі почали потерпати від набігів кримських татар. унаслідок цього за нетривалий час були зруйновані всі споруджені за вітовта фортеці на узбережжі чорного моря, знищені всі здобутки з освоєння дикого поля, через що великі райони українських земель на південь від києва обезлюдніли.
таким чином, до занепаду руської православної знаті додалося й розорення українських земель.
останнім виступом руської православної знаті стало повстання 1508 р. під проводом князя михайла глинського, що належав до тієї частини руської знаті, яка почала активно сприймати західноєвропейські ідеї.
у молоді роки глинський, прийнявши католицтво, виїхав за кордон, де навчався при дворах європейських монархів (імператора священної римської імперії, курфюрста саксонії та і він здобув гарну освіту, досконало вивчив воєнне мистецтво, а після повернення на батьківщину став найвпливовішою особою при дворі великого князя литовського олександра. його брати іван та василь стали воє, відповідно, київським і берестейським. зі зростанням впливу князя збільшувалися його земельні володіння. але по смерті олександра, за нового великого князя сиґізмунда, він потрапив у немилість і втратив усі свої посади. його землі стали об’єктом зазіхання інших князів. розуміючи хибність свого становища, глинський наважився на повстання, яке охопило турівську і київську землі. не підтриманий іншими князями, він утік до москви. вирішальну роль у придушенні виступу глинського відіграв інший відомий князь костянтин іванович острозький.
видатний український історик м. грушевський, характеризуючи повстання глинського , писав: «недобитки руських княжих родів і панів змирилися зі своєю другорядною роллю у великім князівстві й не мали ані відваги, ані енергії боротися з литовською аристократією». також виступ глинського він назвав «останньою конвульсією руської аристократії у великому князівстві литовському.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1какую роль в жизни германцев играли семья, род, община, племя? как они .2 в чем проявлялось неравенство в германском обществе? 3 кода и почему началось великое переселение народов и каковы его результаты? 4чемотличалось общество древних германцев от общества римской империи? что они моглипеременять друг у друга? 5 прочитайте дополнительную о религии древних германцев . сравните богов древних греков и боговгерманцев.6 почему римляне-христиане называли аттилу"бичом божьим"?
1)германцы жили родовым строем , у них не было частной собственности и они сами распределяли земли . позже жили большими семьями . они вождями и родовой знатью .
2)существовало рабство патриархального типа. главным источником его была война. из общей массы свободных начала выделяться родовая знать, в руках которой сосредоточивалось более значительное движимое имущество (рабы, скот и а затем и большее количество земли, чем у остальных свободных. вожди и знатные люди имели дружинников
1) верховная власть в племени принадлежала народному собранию, которое решало вопросы войны и мира и др. важные дела, избирало старейшин и военных вождей племени, творило суд. старейшина племени руководил ходом народного собрания, ведал внешними сношениями. он получал часть судебных штрафов в свою пользу, а также добровольные дары от населения. военный вождь командовал ополчением во время войны. он в большинстве случаев избирался из круга знатных семей. у некоторых германских племён к началу н. э. существовала королевская власть.
3) условное название совокупности этнических перемещений в европе 4—7 вв., главным образом с периферии римской империи на её территорию (и в её пределах) в результате пал рим . оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма . на значительной части северного средиземноморья распространяется свободное крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческую латифундию, предпосылки для формирования феодального строя. германские племена составили основу в формировании (этногенезе) ряда современных западно-европейских народов: немцев, голландцев, фламандцев, датчан, шведов, норвежцев и некоторых др.; германские языки стали языками многих народов европы.
5)
в средневековых сочинениях аттилу стали называть бич божий (flagellum dei) или гнев божий, отражая латинскую церковную традицию рассматривать вождя гуннов как коллективное наказание, посланное за недостаточно усердное служение богу.
6) у др.греков боги были больше похожи на людей , а германцы больше поклонялись растениям, животным и т.п.