при царе федоре положение государства несколько улучшилось, и хозяйственный кризис становился менее острым. хозяйство заметно восстанавливалось. увеличилась барская запашка за счет заброшенных пустых земель. землевладельцы «безоброчно» расхватывали государевы земли ради увеличения той же запашки.
несколько увеличились торговые обороты. но этот сельскохозяйственный подъем достигался за счет усиления феодальной эксплоатации крепостного населения.поддерживая дворянство и стремясь укрепить его положение, годунов около 1591 г. провел важную земельную реформу — освобождение части помещичьей пашни от уплаты посошной подати, но реформа распространялась только на тех, кто лично нес военную службу и жил в своих поместьях.
такая реформа, конечно, должна была содействовать росту запашки, но в то же время она неизбежно вызывала усиление феодальной эксплоатации.укрепляя политические позиции дворянства, годунов отбирал земли у своих политических противников и тем увеличивал земельный фонд, который он мог предоставить в распоряжение дворянства.
современник авраамий палицын обвинял бориса в том, что он грабил «домы и села бояр и вельмож». в 1593—1594 гг. была организована проверка прав монастырей на землю, и многие земли были отписаны «на государя», так как у монастырей не оказалось документов на право владения ими. годунов пытался опираться на служилых и посадских людей, видя в них социальную опору своей власти.
унижая и отстраняя «высокородных» людей, годунов возвышал «худородных» так же, как это делал грозный.особое место во внутренней политике правительства федора занимал церковный вопрос. по мнению правительства, православной церковью не отвечало тому достоинству, которое занимала москва—третий рим, как оплот чистоты православия, и московский царь, как наследник византийских императоров и покровитель христиан православного мира.
правительство считало нужным уничтожить это противоречие и учредить в москве «всероссийское патриаршество».летом 1588 г. приехал в москву константинопольский патриарх иеремия, и от него было получено согласие посвятить в патриархи московского митрополита иова, что и было выполнено 26 января 1589 г. учреждение патриаршества нуждалось в одобрении со стороны остальных восточных патриархов, которые сначала не соглашались признать пятое патриаршество, но в 1591 г. в москве была получена от них грамота с признанием равноправным патриарха московского.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
"временные правила о цензуре" и их значение
в общем ряду реформ 60-80-х годов существенное место занимали школьные и университетские реформы, а также реформа цензуры. развитие капитализма требовало отмены сословных ограничений для разночинной интеллигенции, наиболее зажиточной части крестьян и квалифицированных рабочих. развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квалифицированной рабочей силе, что требовало решительного расширения начального образования. все это и обусловило реформы системы просвещения. в 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который ввел автономию университетов. ректоры стали избираться советами университетов, а деканы - советами факультетов. советы избирали на должности (по конкурсу) профессоров и преподавателей. однако министру народного просвещения принадлежало право утверждения в должности избранных советами лиц, а попечитель учебного округа осуществлял контроль за деятельностью университетов и имел право отменять решения их советов. в 1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в петербурге (высшие бестужевские курсы), а затем в москве, киеве и казани. начали работать врачебные женские курсы. в 1864 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и женские гимназии. в том же 1864 г. утверждено положение о начальных народных училищах. народные училища открывались как министерством просвещения, так и земствами, и частными лицами, однако под контролем государственных чиновников, для чего в каждой губернии учреждались должности директора и инспекторов народных училищ. программы обучения утверждались министерством и контролировались уездными и губернскими училищными советами.
либерализация идеологического контроля в системе образования была дополнена некоторой либерализацией цензуры. новые временные правила о цензуре, принятые 6 апреля 1865 г., отменяли предварительную цензуру на книги объемом более 10 печатных листов, хотя для массовой (книг, брошюр менее 10 листов) предварительная цензура сохранялась. периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра внутренних дел освобождалась от предварительной цензуры, но за опубликование чего-либо преступного,с точки зрения правительства, авторы и издатели могли быть привлечены к судебной ответственности, а при обнаружении “вредного направления” - подлежали административной ответственности (предостережению, штрафу). половинчатый характер цензурной реформы усугублялся тем, что цензура с 1863 г. была передана из министерства народного просвещения в министерство внутренних дел, в составе которого было создано главное по делам печати.