более интенсивно, чем сельское хозяйство, развивалась промышленность казахстана, однако вследствие ряда непродуманных реформ и самой организации производства весь потенциал республики не был реализован.
реформа 1957 г.
отказ от системы принудительного труда, отмена суровых рабочих законов к неспособности командно-административной системы обеспечить быстрый промышленный рост. руководство страны решило провести реформы . в 1957 г. были отраслевые министерства, а предприятия переданы в ведение советов народного хозяйства административных районов (совнархозов).
в казахстане был образован республиканский совнархоз и 8 региональных советов. вместо расширения хозяйственной самостоятельности предприятий был выбран путь децентрализации . в результате несколько улучшилось положение небольших и средних предприятий, руководство производством, однако в то же время осложнилось проведение единой технической политики, упали качественные показатели. реформы потерпели крах и после 1964 г. были свернуты. территориальный принцип вновь был заменен отраслевым.
в 50-е гг. в казахстане было начато строительство ряда крупных промышленных предприятий, в том числе карагандинского металлургического и соколовско-сарбайского горно-обогатительного комбинатов. всего в 50-е гг. вступило в строй почти 700 новых предприятий, в том числе такие крупные как усть-каменогорский свинцово-цинковый комбинат, ряд гидроэлектростанций на иртыше, бурно развивалась сеть железных дорог, составившая к 1960 г. 11,47 тыс. км. в 1958 г. была создана казахская железная дорога, объединившая магистрали, проходящие по территории республики.
в начале 60-х годов встал вопрос о техническом перевооружении предприятий и внедрению новых технологий, электрификации производства, механизации и автоматизации производства. это к некоторому росту производительности труда, росту наукоемких производств.
реформа 1965 г.
явная несостоятельность реформ хрущева к новым изменениям в организации . в 1965 г. вновь были образованы отраслевые министерства и ведомства. вместе с этим хозяйства получили некоторую самостоятельность. был введен хозяйственный расчет (хозрасчет), предусматривающий стимулирование труда. для этого на предприятиях вводились новые показатели — стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, организовывались фонды стимулирования, премирование за перевыполнение плановых показателей.
в казахстане 1966 г. на хозрасчет было переведено 11 крупных предприятий. к концу 1967 г. в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 предприятия. к 1970г. уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет. значительно выросла рентабельность и производительность труда, быстрыми темпами развивалась легкая промышленность, транспорт, энергетика, новые отрасли — промышленность и машиностроение. в начале 70-х годов возникла объединенная северо-казахстанская энергосистема, пущено в действие 48 новых предприятий пищевой промышленности.
однако с начала 70-х годов реформы стали сворачиваться. власти начали возвращаться к консервативным моделям хозяйствования. основные усилия стали направляться на развитие оборонной, тяжелой промышленности, энергетики. за счет увеличения продажи сырья за рубеж началась широкомасштабная закупка иностранного оборудования. так, с 1972 по 1976 год импорт оборудования вырос в 4 раза. одновременно начался процесс централизации , стандартизации и усиления контроля за огромным количеством нормативов и правил.
на каждый продукт появились две цены — оптовая и нормативная, что к перерасчету всех внутригосударственных расчетов, длившихся весь 1982 г. в итоге начали набирать темпы инфляционные процессы.
еще одной причиной нарастания кризисных явлений стало демографическое положение в . с 1975 г. в целом по стране началось уменьшение доли трудоспособного населения, что не позволяло наращивать промышленное производство за счет массового привлечения новой рабочей силы.казахстан так и остался преимушественно сырьевой базой, в республике хозяйничали ведомства и министерства, до 60% необходимых товаров завозились из-за пределов республики
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
:) только не ставите план государственного преобразования м.м. спреранского предполагал: 1) введение выборных начал в 2) усиление роли аристократии 3) созыв "совета всей земли" 4) создание республики
план государственного преобразования м.м. спреранского предполагал: 1) введение выборных начал в