насколько я помню:
до крещения: устное народное творчество(сказки, басни,. былины,повести (летописи,житие,
после крещения: "повесть временных лет",свод летописей нестора","завет ярослава мудрого своим сыновьям" ,"слово о полку игореве",свод законов " правда".
не стоит забывать об археологических раскопках и находках, например, погребения. обряды отличали славян дохристиаской и крещенной руси.
также берестяные грамоты, которыми пользовались наши далёкие предки. описывали и хозяйство, и семейную жизнь, даже городские (сельские) новости.
Не все кёльнские архиепископы были похоронены в соборе, как и не все нагробные плиты были перенесены из Старого собора в новый готический. К числу перенесённых относятся останки архиепископа Геро (969—976 гг.). Саркофаг с гробом архиепископа был установлен в часовне св. Стефана. Его надгробная плита, перенесённая из первоначальной могилы, покрыта инкрустацией из белого мрамора, а также красного и зелёного порфира. Сооружение саркофага датируется 1265 г. К этому же типу погребений святых без лежащей фигуры на надгробной плите относится и могила умершей примерно в 1085 г. св. Ирмгардии в часовне св. Агнес. Все саркофаги сориентированы на соответствующие алтари клиросных часовен, находящихся на востоке.
На северной стене Крестовой часовни сегодня установлена лежащая фигура архиепископа Энгельберта II (1216—1225). Она не является могильной скульптурой, поскольку останки архиепископа, до 1633 г. хранившейся в саркофаге, напоминающем могилу архиепископа Геро, были помещены в реликвенный ларь. Для того чтобы увековечить в соборе память об этом возведённом в ранг святых архиепископе, здесь, за главным алтарём была установлена эта скульптура, созданная в 1665 году Герибертом Нейсом. На своё сегодняшнее место она была перенесена лишь в XIX в. В отличие от присущего средним векам строгого исполнения нагробных скульптур эта фигура изображает лежащего архиепископа в церковном одеянии, непринуждённо облокотившегося на руку. Кроме того, эта барочная скульптура отличается высоким реализмом, равно как и материалом — она сделана из слегка крапчатого светлого мрамора. Рядом с архиепископом в позе, символизирующей готовность оказать изображён ангел. Создаётся впечатление, что исполненный любви к жизни умерший ожидает своего воскресения.
с развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе военных предприятий, завоевания новых территорий и переселений люди стали чаще покидать родные места.
на дорогах европы можно было встретить немало торговцев, бродячих ремесленников и веселых школяров, монахов и паломников, актеров и гонцов, дипломатов и воинов. крестьянские повозки с медлительными волами степенно двигались к ближайшему рынку. в рим по делам церкви направлялись епископы и аббаты. во время крестовых походов европейцы убедились в том, как широк и разнообразен мир. у них появился интерес к жизни людей в далеких странах. путешественники выходили далеко за пределы христианского мира и привозили интересные сведения о разных народах.
яркий рассказ о странах дальнего востока в xiii веке оставил венецианский купец и путешественник марко поло. около четверти века провел он в странствиях, много лет жил в китае. вернувшись в италию, он написал книгу, где рассказал о жизни и обычаях народов азии. «книга марко поло» долгое время служила руководством для составления карт.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
По каким источникам узнаем руси до и после ее крещения