kokukhin
?>

12. мәтінді тыңда. глобус үшінші «а» сыныбында бір глобус жылап тұр екен. - сумдық-- деді мұғалім шошып. – кім сені осыншама жәбірлеген? - шаншаров, - деді де, глобус қыстыға жылап хіберді. – ол кеше сабақтың соңында бокс көрсетемін пеп мақтанып, менің басымнан төмпештеді. - әй, шаншаров- – деп кейіді мұғалім. – гло- буста нең бар еді? қазір бүкіл дүниежүзі бейбітші- лік үшін, жер-ананың жүрегіне жара салмау үшін күресіп жатқанын білме дүниежүзі генің бе? орнынан сүйретіле түрегелген шаншаров ұялға- нынан қып-қызыл болып, төмен қарады. мұғалімнің нені меңзегенін* түсінді. нұрғали оразовтан • мәтін кейіпкерлерін сипаттап жаз. • мәтіннен тірек сөздерді тап. • қарамен жазылған сөйлем туралы өз пікіріңді айт.

Казахский язык

Ответы

Григорьевич915

1.мұғалім:өз жерін құрметтейтін, адал кісі.

Глобус:жылауық

Шаншаров:намысшыл бала

2.Жер-Ана ,бейбітшілік,бокс,дүниежүзі,ұялды.

lider123

Объяснение:

не66о6еПрожил так Жилин месяц. Днем ходит по аулу или рукодельничает, а как ночь придет, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает. Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть. «Только бы, — думает, — мне место хорошенько узнать, в какую сторону идти. Да не сказывают никто татары».

Вот он выбрал время, как хозяин уехал; пошел после обеда за аул на гору, — хотел оттуда место посмотреть. А когда хозяин уезжал, он приказал малому за Жилиным ходить, с глаз его не спускать. Бежит малый за Жилиным, кричит:

— Не ходи! Отец не велел. Сейчас народ позову!

Стал его Жилин уговаривать.

— Я, — говорит, — далеко не уйду, — только на ту гору поднимусь: мне траву нужно найти — ваш народ лечить. Пойдем со мной; я с колодкой не убегу. А тебе завтра лук сделаю и стрелы.

Уговорил малого, пошли. Смотреть на гору — не далеко, а с колодкой трудно; шел, шел, насилу взобрался. Сел Жилин, стал место разглядывать. На полдни, за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора — еще круче, а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы всё выше и выше поднимаются. А выше всех — белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат — всё такие же горы; кое-где аулы дымятся в ущельях. «Ну, — думает — это всё ихняя сторона». Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке, как куклы маленькие, видно, — бабы сидят, полоскают. За аулом, пониже, гора, и через нее еще две горы, по ним лес; а промеж двух гор синеется ровное место, а на ровном месте, далеко-далеко, точно дым стелется. Стал Жилин вспоминать, когда он в крепости дома жил, где солнце всходило и где заходило. Видит: так точно, в этой долине должна быть наша крепость. Туда, промеж этих двух гор, и бежать надо.

Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых — алые; в черных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката. Стал Жилин вглядываться, — маячит что-то в долине, точно дым из труб. И так и думается ему, что это самое — крепость русская.

Уж поздно стало. Слышно — мулла прокричал. Стадо гонят — коровы ревут. Малый всё зовет: «пойдем», а Жилину и уходить не хочется.

Вернулись они домой. «Ну, — думает Жилин, — теперь место знаю; надо бежать». Хотел он бежать в ту же ночь. Ночи были темные — ущерб месяца. На беду к вечеру вернулись татары. Бывало, приезжают они — гонят с собою скотину и приезжают веселые. А на этот раз ничего не пригнали, а привезли на седле своего убитого татарина, брата рыжего. Приехали сердитые, собрались все хоронить. Вышел и Жилин посмотреть. Завернули мертвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. Пришел мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мертвым.

Спереди мулла, сзади три старика в чалмах, рядком, а сзади их еще татары. Сели, потупились и молчат. Долго молчали. Поднял голову мулла и говорит:

— Алла! (значит бог) — Сказал это одно слово, и опять потупились и долго молчали; сидят, не шевелятся. Опять поднял голову мулла:

— Алла! — и все проговорили: «Алла» — и опять замолчали. Мертвый лежит на траве, не шелохнется, и они сидят, как мертвые. Не шевельнется ни один. Только слышно на чинаре листочки от ветерка поворачиваются. Потом прочел мулла молитву, все встали, подняли мертвого на руки, понесли. Принесли к яме. Яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал. Взяли мертвого под мышки, да под лытки, перегнули, спустили полегонечку, подсунули сидьмя под землю, заправили ему руки на живот.

Притащил ногаец камышу зеленого, заклали камышом яму, живо засыпали землей, сровняли, а в головы к мертвецу камень стоймя поставили. Утоптали землю, сели опять рядком перед могилой. Долго молчали.

— Алла! Алла! Алла! — Вздохнули и встали.

Роздал рыжий денег старикам, потом встал, взял плеть, ударил себя три раза по лбу и пошел домой.

На утро видит Жилин — ведет красный кобылу за деревню, а за ним трое татар идут. Вышли за деревню, снял рыжий бешмет, засучил рукава, — ручищи здоровые, — вынул кинжал, поточил на бруске. Задрали татары кобыле голову кверху, подошел рыжий, перерезал глотку, повалил кобылу и начал свежевать — кулачищами шкуру подпарывает. Пришли бабы, девки, стали мыть кишки и нутро. Разрубили потом кобылу, стащили в избу. И вся деревня собралась к рыжему поминать покойника.

Три дня ели кобылу, бузу пили, покойника поминали. Все татары дома были. На четвертый день, видит Жилин, в обед куда-то собираются. Привели лошадей, убрались и поехали человек 10-ть, и красный поехал: только Абдул дома остался. Месяц только народился, ночи еще темные были.

«Ну, — думает Жилин, — нынче бежать надо», и говорит Костылину. А Костылин заробел.

ganorussia

51 «Атамекен» сөзінің синонимі қандай?

А) атақоныс

Синоним: Мекен - қоныс

52 Диалог дегеніміз...

A) Шығарма кейіпкерлерінің өзара кезектесе сөйлесуі.

53 Ы.Алтынсарин құрастырған «Қазақ хрестоматиясының» алғашқы беті қандай өлеңмен

ашылғанын табыңыз.

B) «Кел, балалар, оқылық!»

54 Абайдың бес асыл іс пен бес дұшпанды саралаған өлеңін табыңыз.

A) «Ғылым таппай мақтанба».

55 «Сот реформасы туралы жазбалар», «Жоңғария очерктері» еңбектерінің авторын

көрсетіңіз.

C) Ы.Алтынсарин.

56 "Мен Қазақпын" поэмасының авторы.

C) Ж.Молдағалиев .

57 Ақын Жұбан Молдағалиевтің туған жері

А. БҚО, Тайпақ ауданы, Жыланды ауылы.

58 Жұбан Молдағалиевтің неше жылдық мерейтойы аталып өтуде

D)100.

59 «Жағаңда тұрмын, Жайығым» өлеңінің авторы

А. Жұбан Молдағалиев.

60 М. Мақатаевтың өзі туралы жазған өлеңі

А. Менің анкетам.

61 «Көшпенділер» трилогиясының авторы

Д. І.Есенберлин.

62 «Сұлу» сөзінің синонимін табыңыз.

А) Әдемі.

63 Буын түрін анықтаңыз.

A) Тұйық.

64 — дар, — дер, — тар, — тер, — лар, — лер жалғаудың қай түріне жататынын көрсетіңіз.

А) Көптік.

65 Қазақ тілінде неше сөз табы бар.

D) 9.

66 Берілген сөйлемді дұрыс аяқтаңыз. 9 мамыр ...

А) Жеңіс күні.

67 Қазақ халқының ұлттық ойынын белгілеңіз.

Е) Тоғызқұмалақ.

68 «Қоян жүрек» фразеологизмінің антонимін табыңыз.

D) Батыр.

69 Синонимдік қатарды көрсетіңіз.

А) Кінәлі, айыпты.

70 Антоним сөздерді табыңыз:

А) Биік, аласа.

71 Баяндауышты табыңыз:

Күзде жыл құстары жылы жаққа ұшып кетеді.

А) Ұшып кетеді.

72 Қазақ халқының ежелгі баспанасын табыңыз.

А) Киіз үй.

73 Реттік сан есім нені білдіретінін көрсетіңіз.

Е) Заттың реттік санын білдіреді.

74 «Бала» сезіне қосылатын қосымшаны анықтаңыз.

А) - лық

75 Мезгіл бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлемнің сұрағын табыңыз.

A) Қашанға дейін?

Ответить на вопрос

Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:

12. мәтінді тыңда. глобус үшінші «а» сыныбында бір глобус жылап тұр екен. - сумдық-- деді мұғалім шошып. – кім сені осыншама жәбірлеген? - шаншаров, - деді де, глобус қыстыға жылап хіберді. – ол кеше сабақтың соңында бокс көрсетемін пеп мақтанып, менің басымнан төмпештеді. - әй, шаншаров- – деп кейіді мұғалім. – гло- буста нең бар еді? қазір бүкіл дүниежүзі бейбітші- лік үшін, жер-ананың жүрегіне жара салмау үшін күресіп жатқанын білме дүниежүзі генің бе? орнынан сүйретіле түрегелген шаншаров ұялға- нынан қып-қызыл болып, төмен қарады. мұғалімнің нені меңзегенін* түсінді. нұрғали оразовтан • мәтін кейіпкерлерін сипаттап жаз. • мәтіннен тірек сөздерді тап. • қарамен жазылған сөйлем туралы өз пікіріңді айт.
Ваше имя (никнейм)*
Email*
Комментарий*

Популярные вопросы в разделе

Климова1317
НосовЖелиховская
Вишняков997
Ignateva737
pelagia-kola2658
mv7095
KrisTinka
Logukate
arina2403423
bugaevnicky
Nikolai710
Щуплова Александр
Дмитриевич_Скрябин931
Арман Женикеев деген кім?​
zrv85
Ivanskvortsov25