Қазақ халқына кеңінен танымал көркем жырлардың бірі — «Қыз Жібек» жыры. Қазақ халқының салт-дәстүрі мен әдет-ғұрпын, дүниеге көзқарасын, ұғымын білдіретін әңгеме.
«Қыз Жібек» жыры, әңгімесі қазақ хылқының сол кездегі көшпелі салтын білдіреді, сондай салт, сондай дәстүр орнаған қоғамда туып-өскен адамның көзқарасы қандай екенін көрсетеді. Ескі көшпелі өмірдің сұлу табысы деп бағалауға сай жырлардың бірі- «Қыз Жібек» екені даусыз.
Жырдың халық арасына кең тараған да, аз тараған да нұсқалары бар. Бірақ барлық нұсқалары мен версияларына ортақ бір сюжеттің бары анық. Жырдың қысқаша әңгімесі мынадай. Ертерек заманда Жағалбайлы деген елдің Базарбай деген байы болады. Оның Төлеген, Сансызбай атты екі ұлы болады. Базарбай асқан байлығымен танымал болса да екі ұлына қыз айттырмайды, есейгенде қылыңдықты өздері табады деп ойлайды. Төлеген ер жетіп, жігіт болған соң маңайдағы елден өзіне лайық қыз іздеуді бастайды.
Ешқандай сұлу ұнамай жүрген кезде, сондай бір алыс елде Қыз Жібек деген сұлу бар екенін естиді. Қыздың салтанаты мен келбетінің асқан сұлу екендігін және ол да өзіне лайық жігіт таппай жүргендігін естіп, жүз жылқы айдап, қыздың елін іздеп кетеді. Арада көп уақыт өтеді, сұлу қызы бар деген елдерге сый-сыйапат жасап, даңқын шығарып жүреді.
Аяғында Қыз Жібектің ағасы, ақылшысы болып жүрген Қаршыға деген адамға кез болады. Қаршыға Төлегенді көшінің соңынан ертіп, қарындасын көрсетпекші болады. Көш бойынан талай сұлуды көреді. Жібек қыздардың ішінде болмайды, ол көштің алдында, ақ күйменің ішінде, ешкімге көрінбей жеке кетіп барады екен. Қуып жеткен Төлегенге Жібек жүзін көрсетеді де, Төлеген – күйеу, Жібек -қалыңдық болып, біраз уақыт бірге болады.
Карасай Алтынайулы, более известный как Карасай-батыр (1598—1671) — казахский батыр при Есим-хане и Жангир-хане. Вместе с близким другом и соратником Агынтай-батыром принимал активное участие в казахско-джунгарской войне.
Карасай-батыр родился в 1598 году в местности Карасаз в горах Суыктобе (предгорья Заилийского Алатау) на территории современного Жамбылского района Алматинской области Казахстана. Происходил из рода Уйсун-Шапрашты-Ескожа старшего жуза[1][2].
Согласно легендам, будущий батыр уже в юности отличался силой и ловкостью и был столь крупного телосложения, что шкуры одного быка едва хватало ему на пару сапог[2].
Впервые Карасай проявил себя на поле боя в 1615 году, отражая нападение ойратов, проникших в глубь Семиречья. Впоследствии отличился в сражении у реки Тобол в 1620 году, где взял в плен двух калмыцких тайши. За этот подвиг Карасай был признан батыром[2].
Карасай был одним из батыров войска Есим-хана. После смерти Есима стал наставником его сына Жангира вплоть до его совершеннолетия. Вместе с боевым другом Агынтай-батыром из рода аргын возглавлял казахские отряды в битве с калмыками на реке Волга в 1629 году, а также в Сибирско-Тобольском сражении 1635 года. В 1643 году вместе с шестью сотнями воинов участвовал в Орбулакской битве, в которой Жангир-султан вместе с пришедшим на казахам 20-тысячным войском бухарского военачальника узбекского происхождения Ялангтуш Бахадура (в казахской транскрипции Жалантос Бахадур) одержал победу над 50-тысячным джунгарским войском. Об этом свидетельствуют также русские источники[3].
В сражениях с джунгарами, происходивших в 1652 году, Карасай-батыр был одним из главнокомандующих казахского войска, и проявил талант полководца и стратега[4]. Под его же началом был выигран ряд битв в Семиречье[1]. При Карасае казахские войска впервые стали использовать топографические особенности местности — возводить искусственные укрытия, а также использовать тактический приём разведка боем. Разработанная им тактика позволяла выигрывать сражения, несмотря на превосходство джунгар в численности и вооружении[2]. Последний раз Карасай и Агынтай вместе участвовали в битвах с джунгарами в 1664 году в местности Аркос-Анкой (современные Джунгарские Ворота)[5].
Поздние годы жизни Карасай-батыра в местности Сары-Арка на родине его друга Агынтай-батыра. Здесь Карасай был избран бием[2]. В 1669 году он побывал в России в составе казахского посольства[6].
В 1671 году, несмотря на преклонный возраст, батыру вновь пришлось принять участие в сражении. Казахам удалось отбить очередное нападение джунгар, но для Карасая столкновение оказалось роковым: он получил смертельное ранение и вскоре скончался[1][7].
Карасай-батыр был похоронен на горе Кулшынбай на территории современного Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Через два года рядом с ним похоронили Агынтай-батыра[2].
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
КӨП НҮКТЕНІҢ ОРЫНЫНА -ЫРАҚ -ІРЕҚ -РАҚ -РЕҚ КОСЫМШАЛАРЫНЫҢ ТИІСТІН ҚОЙЫП ОҚЫ
ответ:суреті барма тусирип жиберш
Объяснение: