резьба по дереву – один из древнейших видов прикладного искусства казахов. все нужные для хозяйства, для повседневной жизни предметы казахи делали вручную. по данным источников, археологических раскопок, у казахов существовали такие виды ремесла, как кузнечное, ювелирное, кожевенно-сермяжное, швейное, сапожное, по строительству юрт.
мастера по резьбе делали из корней дерева пиалы с различными орнаментами, черпаки для кумыса, обрамленные драгоценными камнями красочные подносы и деревянные футляры для посуды из стекла, домбры, кобызы и другие музыкальные инструменты.
казахские мастера-деревообделочники делали каркасы и другие детали юрты, постельные принадлежности, утварь, такие как абдыра (сундук), кебеже (сундук для хозяйства), асадал (шкафчик для продуктов), бесик-люлька, жук аяк (подставка под вещи), есик агаш (деревянная дверь юрты) и т.д.
среди казахов, живших в лесистых краях, были мастера по производству двухколесных телег и крытых повозок.
среди казахов было много искусных ювелиров. ювелиры-зергеры (зер-зер в переводе с персидского – золото) работали в одиночку, передавая свое мастерство по наследству. круг предметов, изготовлявшихся ювелиром-зергером, был широк: сюда входили женские украшения (кольца, серьги, браслеты, кулоны, цепочки, пояса, головные уборы саукеле, булавки) и др. детали для костюма, туалетные принадлежности, столовые приборы, бляшки для декора деревянного каркаса юрты, мебели, деревянной и кожаной посуды, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения.
казахские ювелиры в процессе работы применяли различные виды ювелирной техники, как холодная штамповка, гравировка, чеканка, ажурная техника, инкрустация. в основу сюжетов брались фигуры, изображения цветов, растений, зверей. у казахов существуют несколько вариантов узоров. «иирим» («извилистый»), «туйе табан» («верблюжий след»), «каз табан» («гусиный след»), «кус мурун», («птичий клюв»), «ит жаурын» («собачья спина»), «бака тос» («лягушачья грудь»), «итиз» («след собаки»), «кумырска бель» («мура- вьиная талия»), «сынар окше» («ломаный каблук»), «жулдыз гуль» («звездный цветок»), «айшык гуль» («полумесяц»). в орнаменте казахов часто встречаются изящные сердцевидные фигуры – журекше. разнообразие орнаментов встречается при изготовлении изделий из шерсти. на еще сырую, дымящуюся паром заготовку из крашеных разноцветных клоков шерсти кладут нужные орнаменты, потом процесс изготовления вещи доводят до технологического конца. это изделие называется «текемет» («кошма»).
для создания особого вида войлочного ковра – сырмака применяется три различных по своей технологии способа: инкрустация из разноцветных кусков войлока, аппликация из однотонной материи по белому войлоку, шнуровая вязь по однотонному войлоку. путем инкрустации различные детали юрт, утварь и другие предметы бытового назначения, такие как тускиизы (настенные ковры), сырмаки (подстилки), аяккапы (сумки для посуды), кереге- капы (футляры для кереге), уык-капы (футляры для жердей юрт), различные циновки и т.д.
одним из распространенных видов рукоделия было вышивание – дело трудоемкое и сложное, требующее большой сноровки и опыта. в основном им занимались девочки и женщины. тех мастеров, которые придумывали орнаменты вышивок, называли оюшы (чертежниками- аппликаторами). вышивали не только на полотнах, но и на коже, на войлочных изделиях. казашки-мастерицы применяли четыре вида вышивки: биз кесте – тамбурный шов, баспа кесте – гладьевой шов, кенебе – аналогично вышивке канва, албыр кесте – двухрядовая вышивка. красочными вышивками оформлялись тускиизы, войлочные футляры для сундуков, подолы и рукава женских платьев, рукава, борта женских пальто и плащей, различные детали убранства юрты, постельные принадлежности (полотенца, покрывала, по- душки, мужские и женские головные уборы). при вышивании применялись разноцветные нитки. одежду и головные уборы казахи украшали вышивкой, бусинами, бисером, серебряными бляшками и монетами.
о высоком уровне мастерства казахов по обработке кожи и шерсти, о высоком качестве их изделий, их красоте свидетельствует следующее сообщение сайфи, который был хорошо знаком с жизнью и бытом казахов: «халаты (чекмены) свои они (казахи) ткут из овечьей шерсти, потом их красят разноцветными красками, они становятся похожими на халаты из атласа. эти халаты отправляли в бухару. они были настолько изящны и тонки, что покупали их по цене не ниже, чем за атласные халаты. их халаты, защищающие от дождя, тоже сделаны из шерсти, непромокаемы».
біздің ата--мыз да досыңның ақылдыболуын қалап: «ақылдыдұшпаннан қорықпа, ақы-мақ достан қорық», «до-сың өзіңнен жақсырақ болсын», - деген ғой. иә, надан досболу жақсылыққа апар-майды, жолыңды оңғар-майды. нашар -мен дос болу да ң мінез-құлқын бұзады. «жаман жолдас жауға алдырар», - демекші, жаманмен жолдас, дос болсаң сырыңды шашып, өзіңді ұятқа қалдыра-ды. өмірде қателеспей-тін жоқ. сондайда шынайы дос жанашыр болып қана қоймайды, сенің не себепті мұндайқателік жіберіп отыр- ғаныңды бетіңе тура ай-тып, оны жоюға ақыл-кеңесі мен көмегін аямайды. олай болса, дұрыс дос таңдай білгеніміз жөн.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
25 . нужно написать эссе на тему "саяхат және туризм". вот что нужно написать: сіз саяттағанды өте жақсы көресіз. биыл жазда да еліміздің көптеген аймақтарында саяхат жасадыңыз. саяхат өте тамаша болды. сол уақытта қандай қөрікті жерлер көрдініз? қандай қызықты оқиғалар болды? ойыңызды сипаттама мәтіні түрінде жазыңыз. перевод: путешествие и туризм. вы любите охотника. в этом году вы путешествуете и летом во многих регионах страны. путешествие было удивительным. какие земли мы видели в то время? какие интересные события были? напишите свою мысль в виде текста описания. извините, что коряво, но это переводчик : )
ответ:
эй на напиши я отвечу