Золото – первый металл, который люди нашли в глубокой древности. Когда в летнюю жару они шли по руслам пересохших рек и ручьев, они находили россыпи золота. Золото в природе находится без примесей, оно блестит как Солнце и не портится со временем. Оно мягкое и его легко обрабатывать. Можно придать любую форму, сделать тонкую пластину, можно сгибать, не ломая. Люди стали делать из него разные украшения.
Серебро известно человечеству с древнейших времен. Это связано с тем, что серебро, как и золото, встречалось в самородном виде – его не приходилось выплавлять из руд. С середины XIII века серебро становится традиционным материалом для изготовления посуды. Люди заметили, что серебро обеззараживает воду и уничтожает бактерии. Конечно, такая посуда была доступна только богатым людям.
В настоящее время серебро и его сплавы широко используются человеком в электротехнике, в космических технологиях, в медицине.
Следующий металл, который человек использовал еще с древних времен, это медь. Считается, что люди начали использовать ее для изготовления орудий труда еще в IV тысячелетии до н.э. Объясняется это тем, что она встречается в природе в самородном состоянии.
Когда люди научились получать медь из руды, а потом делать бронзу (сплав меди с оловом), в истории человечества наступил «бронзовый век».
В руках у меня еще один металл, известный с древнейших времен. Это свинец. Свинец используется многие тысячелетия, поскольку он широко распространен, легко добывается и обрабатывается. Он очень ковкий и легко плавится. Выплавка свинца была первым из известных человеку металлургических процессов. В музеях хранятся монеты и медальоны из свинца, разные статуэтки, пули и пушечные ядра.
Свинец и его соединения токсичны. Александр Македонский завоевал пол-мира, а его солдаты умирали от отравления свинцом. Они ели из свинцовой посуды, в то время, как офицеры ели из серебряной. Особенно опасно воздействие свинца на детей: он вызывает умственную отсталость и хронические заболевания мозга.
Значительное загрязнение окружающей среды свинцом происходит в результате выхлопов автомобильных двигателей, так как соединения свинца добавляют в топливо с целью улучшения его качества.
Железом обычно называют его сплавы с малым содержанием примесей
(до 0,8%), которые сохраняют мягкость и пластичность чистого металла.
Чистое железо 99,99% получить трудно и оно дорогое. На практике используют различные сплавы: чугун, углеродистая сталь, нержавеющая сталь и т.д.
В те времена железо использовалось, как ювелирный металл, из него делали троны и другие регалии царской власти. Технология получения железа долгое время сохранялась в тайне, потому что эти знания давали военное преимущество.
Железо ржавеет. Если вы видите ржавчину на каком-либо предмете, значит этот он сделан из железа.
Железо намагничивается. Всего три металла имеет это свойство: железо, кобальт, никель. Но кобальт и никель очень слабо намагничиваются. Человек широко использует магнитные свойства железа в электротехнике и в быту.
1)Уравнение реакции в общем виде: 4Ме + 3О2 = 2Ме2О3 Отношение количества вещества (Ме) к количеству вещества (Ме2О3) по уравнению реакции =4:2 или 2:1,следовательно (ню) Ме в 2 раза больше, чем Ме2О3. 2)Обозначим М (молярную массу Ме) через Х, тогда М (молярная масса оксида Ме2О3) будет равна 2Х +48 3)количество вещества Ме= м (масса 3г) / м (молярн. масса Х) = 3 / Х г/моль (а) количество вещества оксида = м (5,67г ) / М (2Х +48) =5,67 / 2х+48 г/моль (б) 4)Тогда, т. к. количество вещества Ме в 2 раза больше, следовательно, если значение (а) разделим на (б) = 2 3 / Х : (деление) 5,67 / 2Х +48 =2 3(2Х +48) :( 2Х ) х 5,67=2 6Х +144=11,34Х Х=27(г/моль) т. к. (Х) -молярная масса неизвестного металла, следовательно, это металл Аl(алюминий, степень окисления в оксиде у алюминия (+3),М =27 г моль.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1) Напишите уравнения реакций, с которых можно получить: а) медь из карбоната гидроксомеди (II); б) цинк из сульфида цинка; в) железо из дисульфида железа (II); г) натрий из хлорида натрия; д) натрий из гидроксида натрия.
а) медь из карбоната гидроксомеди (II);
б) цинк из сульфида цинка;
в) железо из дисульфида железа (II);
г) натрий из хлорида натрия;
д) натрий из гидроксида натрия.
2)Навеску некоторого металла массой 11,2 г растворили в избытке соляной кислоты. В результате выделился водород объемом 4,48 л (н. у.) и образовался дихлорид металла. О каком металле идет речь?
3)
Навеску некоторого металла массой 12,0 г растворили в избытке соляной кислоты. В реакции выделился водород объемом 11,2л (н. у.) и образовался сульфат металла, в котором степень окисления металла равна +2. О каком металле идет речь?
4)Навеску некоторого металла массой 14 г сожгли в хлоре. В результате образовался трихлорид этого металла массой 35,3 г. О каком металле идет речь? Что вы знаете об истории открытия этого металла?
5)
Для утилизации 7,8 г некоторого щелочного металла провели его взаимодействие с водой. Для нейтрализации образовавшейся щелочи был затрачен 1 0 %-й раствор азотной кислоты массой 126 г. О каком щелочном металле идет речь? Найдите объем такой порции щелочного металла. Какие меры предосторожности надо соблюдать при выполнении такого опыта? Как правильно утилизировать щелочные металлы?
6).
Пластинку из железа массой
т
1
г опустили в раствор сульфата меди (II). Через некоторое время пластинку вынули, высушили и взвесили. Ее масса оказалась равной
т
2
г. Вычислите массу железа, перешедшего в раствор, и массу меди, осевшей на пластинке", если значения
m
, и
m
2
соответственно равны: а) 10,0 г и 10,8 г; б) 20 г и 22 г; в) 1 2 г и 1 3 г; г)"50 г и 54 г.