Изото́пы (от др.-греч. ισος — «равный», «одинаковый», и τόπος — «место») — разновидности атомов (и ядер) какого-либо химического элемента, которые имеют одинаковый атомный (порядковый) номер, но при этом разные массовые числа[1]. Название связано с тем, что все изотопы одного атома помещаются в одно и то же место (в одну клетку) таблицы Менделеева[2]. Химические свойства атома зависят от строения электронной оболочки, которая, в свою очередь, определяется в основном зарядом ядра Z (то есть количеством протонов в нём), и почти не зависят от его массового числа A (то есть суммарного числа протонов Z и нейтронов N).
Все изотопы одного элемента имеют одинаковый заряд ядра, отличаясь лишь числом нейтронов. Обычно изотоп обозначается символом химического элемента, к которому он относится, с добавлением верхнего левого индекса, означающего массовое число (например, 12C, 222Rn). Можно также написать название элемента с добавлением через дефис массового числа (например, углерод-12, радон-222)[3]. Некоторые изотопы имеют традиционные собственные названия (например, дейтерий, актинон).
Различают изотопы устойчивые (стабильные) и радиоактивные[4]. На 2017 год было известно 3437 изотопов всех элементов, из них 252 изотопа стабильны[en][5].
Пример изотопов: 16
8O, 17
8O, 18
8O — три стабильных изотопа кислорода.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Определи, является ли окислительно-восстановительной реакция: +=2+ нет да 2. Если реакция окислительно-восстановительная, найди в ней окислитель. (Запиши название элемента окислителя в именительном падеже. Например: хлор)
Внешняя политика Российской Федерации в постсоветский период характеризуется следующими особенностями:
— изменения в геополитическом пространстве в силу смены парадигм в мировой политике в связи с окончанием холодной войны, крушения СССР и социалистической системы;
— переход от биполярной системы международных отношений к многополярной, многовекторной внешней политике;
— появление нового направления во внешнеполитической деятельности — отношений с бывшими советскими республиками, а ныне странами СНГ (рис. 25.2).

Рис. 25.2
Главными направлениями внешней политики России, начиная с 1992 г., являются следующие.
1. Проблемы европейской безопасности. Россия и НАТО.
2. Российско-американские отношения.
3. Россия и СНГ.
4. Взаимоотношения России с государствами Азии, Африки и Латинской Америки.
Безопасность на европейском континенте, приближение НАТО к российским границам в результате принятия в ряды альянса Польши, Чехии и Венгрии стали приоритетами во внешней политике России. В 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы — организацию, рассматривающую все основные европейские проблемы.
Нормализовались отношения с НАТО. В мае 1997 г. в Париже был подписан документ, определяющий взаимодействие России и НАТО. Новым шагом в этом направлении стала Декларация "Отношения Россия — НАТО: новое качество" (май 2002 г.), в соответствии с которой учреждался Совет "Россия — НАТО", являющийся механизмом консультаций и выработки
совместных решений и действий России и государств — членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе.
В 1997 г. на встрече в Денвере (США) глав семи крупнейших промышленно развитых стран было одобрено вступление России в Парижский и Лондонские клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в число ведущих стран мира ("Большая восьмерка") в 1998 г.
Российско-американские отношения всегда занимали важное место в международной деятельности обеих стран. Российское руководство предприняло ряд инициатив: с боевого дежурства снято около 600 стратегических ракет, в январе 1993 г. был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СПВ-2), по которому число ядерных боеголовок сокращаюсь на 2/3. Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент В. В. Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г.
Углубляются стратегические отношения. Во время визита Президента США Дж. Буша-младшего в Москву в мае 2002 г. была достигнута договоренность о новом соглашении по сокращению стратегических наступательных вооружений (СПВ-3).
На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, па которых согласовываются многие экономические, политические, военные, миграционные и иные вопросы.
Россия и Белоруссия решили углубить интеграцию путем создания союзного государства, становление которого идет непросто.
С российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе.
Однако ситуация на постсоветском пространстве продолжает оставаться сложной. В августе 2008 г. произошел российско-грузинский военный конфликт, спровоцированный нападением грузинских войск на российских миротворцев и мирных жителей в Южной Осетии. Грузия хотела насильственно вернуть эти земли под свою юрисдикцию. Операция по принуждению грузинских властей к миру была завершена 12 августа 2008 г., грузинские войска были вытеснены с этих земель, а Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии.
В 2007 2010 гг. президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации были согласованы и подписаны документы о создании Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с целью создания единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное движение товаров.
Взаимовыгодно развиваются отношения России с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими государствами. Одно из первых мест здесь занимают отношения с Китаем, одной из крупнейших мировых держав. В июле 2001 г. в Москве был подписан российско-китайский договор о партнерстве сроком на 20 лет. Данное соглашение создает основы для широкого сотрудничества.