ответ:Основные этапы развития химии
При хронологическом подходе историю химии принято подразделять на несколько периодов. Следует учитывать, что периодизация истории химии, будучи достаточно условной и относительной, имеет скорее дидактический смысл. При этом на поздних этапах развития науки (в случае химии – уже с начала XIX века) в связи с её дифференциацией неизбежны отступления от хронологического порядка изложения, поскольку приходится отдельно рассматривать развитие каждого из основных разделов науки.
Как правило, большинство историков химии выделяют следующие основные этапы её развития:
1. Предалхимический период: до III в. н.э.
В предалхимическом периоде теоретический и практический аспекты знаний о веществе развивались относительно независимо друг от друга. Происхождение свойств вещества рассматривала античная натурфилософия, практические операции с веществом являлись прерогативой ремесленной химии.
2. Алхимический период: III – XVII вв.
Алхимический период, в свою очередь, разделяется на три подпериода – александрийскую(греко-египетскую), арабскую и европейскую алхимию. Алхимический период – это время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов. В этом периоде происходило зарождение экспериментальной химии и накопление запаса знаний о веществе; алхимическая теория, основанная на античных философских представлениях об элементах, была тесно связана с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим "златоделием" алхимический период примечателен также и созданием уникальной системы мистической философии.
3. Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.
В период становления химии как науки произошла её полная рационализация. Химия освободилась от натурфилософских и алхимических взглядов на элементы как на носители определённых качеств. Наряду с расширением практических знаний о веществе начал вырабатываться единый взгляд на химические процессы и в полной мере использоваться экспериментальный метод. Завершившая этот период химическая революция окончательно придала химии вид самостоятельной (хотя и тесно связанной с другими отраслями естествознания) науки, занимающейся экспериментальным изучением состава тел.
4. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории): 1789 – 1860 гг.
Период количественных законов, ознаменовавшийся открытием главных количественных закономерностей химии – стехиометрических законов, и формированием атомно-молекулярной теории, окончательно завершил превращение химии в точную науку, основанную не только на наблюдении, но и на измерении.
5. Период классической химии: 1860 г. – конец XIX в.*
Период классической химии характеризуется стремительным развитием науки: были созданы периодическая система элементов, теория валентности и химического строения молекул, стереохимия, химическая термодинамика и химическая кинетика; блестящих успехов достигли прикладная неорганическая химия и органический синтез. В связи с ростом объёма знаний о веществе и его свойствах началась дифференциация химии – выделение её отдельных ветвей, приобретающих черты самостоятельных наук.
* В большинстве учебников и учебных пособий при рассмотрении периодизации истории химии за периодом количественных законов следует современный период. Однако, по мнению автора, это не совсем корректно, т. к. в начале XX в. теоретические основания химии претерпели существеннейшие изменения. Вторая половина XIX в. является чрезвычайно важным особым этапом развития химических знаний. В этот период окончательно формируется атомно-молекулярная теория и учение о химических элементах, классические разделы химии, создаётся периодический закон, возникают две новых концептуальных системы химии – структурная химия и учение о химическом процессе.
6. Современный период: с начала XX века по настоящее время
В начале ХХ века произошла революция в физике: на смену системе знаний о материи, основанной на механике Ньютона, пришли квантовая теория и теория относительности. Установление делимости атома и создание квантовой механики вложили новое содержание в основные понятия химии. Успехи физики в начале XX века позволили понять причины периодичности свойств элементов и их соединений, объяснить природу валентных сил и создать теории химической связи между атомами. Появление принципиально новых физических методов исследования предоставило химикам невиданные ранее возможности для изучения состава, структуры и реакционной вещества. Всё это в совокупности обусловило в числе прочих достижений и блестящие успехи биологической химии второй половины XX века – установление строения белков и ДНК, познание механизмов функционирования клеток живого организма.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Ть, будь ласка! термі! який об'єм повітря потрібен для спалення 7, 45 кг бутану (прийміть wо2 у повітрі за 20%)
а) NaOH+HNO3=NaNO3+H2ONaOH+HNO3=NaNO3+H2O n(NaOH)=m(NaOH)M(NaOH)=1040=0.25 мольn(NaOH)=m(NaOH)M(NaOH)=1040=0.25 моль n(HNO3)=n(NaOH)=0.25 мольn(HNO3)=n(NaOH)=0.25 моль m(HNO3)=n(HNO3)⋅M(HNO3)=0.25⋅63=15.75гm(HNO3)=n(HNO3)⋅M(HNO3)=0.25⋅63=15.75г б) LiOH+HNO3=LiNO3+H2OLiOH+HNO3=LiNO3+H2O n(LiOH)=m(LiOH)M(LiOH)=6024=2.5 мольn(LiOH)=m(LiOH)M(LiOH)=6024=2.5 моль n(HNO3)=n(LiOH)=2.5 мольn(HNO3)=n(LiOH)=2.5 моль m(HNO3)=n(HNO3)⋅M(HNO3)=2.5⋅63=157.5гm(HNO3)=n(HNO3)⋅M(HNO3)=2.5⋅63=157.5г в) Sr(OH)2+2HNO3=Sr(NO3)2+2H2OSr(OH)2+2HNO3=Sr(NO3)2+2H2O n(Sr(OH)2)=m(Sr(OH)2)M(Sr(OH)2)=12.2122=0.1 мольn(Sr(OH)2)=m(Sr(OH)2)M(Sr(OH)2)=12.2122=0.1 моль n(HNO3)=2⋅n(Sr(OH)2)=2⋅0.1=0.2 мольn(HNO3)=2⋅n(Sr(OH)2)=2⋅0.1=0.2 моль m(HNO3)=n(HNO3)⋅M(HNO3)=0.2⋅63=12.6 г