в поэме м. ю. лермонтова «песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова» изображена эпоха ивана грозного, времена опричнины. одним из центральных персонажей поэмы является царь иван васильевич. именно он вершит судьбы людей, казнит или милует.
в первой главе поэмы описывается царский пир:
и пирует царь во славу божию,
в удовольствие свое и веселие.
образ ивана грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.
на москве-реке сходятся лучшие удалые бойцы на кулачный бой, чтобы «потешить царя своего батюшку», среди них два серьезных противника: молодой опричник кирибеевич и удалой купец калашников. гнев ивана грозного, увидевшего смерть своего верного слуги, ужасен:
…топнул о землю
и нахмурил брови черные;
повелел он схватить удалова купца
и его пред лицо свое.
но степан парамонович калашников не боится гнева царского, так как его дело правое: он защищает честь своей семьи. иван васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника кирибеевича. милость царская отныне распространяется на семью калашникова:
молодую жену и сирот твоих
из казны моей я ,
твоим братьям велю от сего же дня
по всему царству широкому
торговать безданно, беспошлинно.
но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость ивана грозного не знает границ:
а ты сам ступай, детинушка,
на высокое место лобное,
сложи свою буйную головушку.
я топор велю наточить-навострить…
таким образом, в поэме «песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова» изображен противоречивый образ царя: с одной стороны – веселого и щедрого, а с другой – жестокого и коварного.
образ царя ивана васильевича в поэме м. ю. лермонтова «песня про царя ивана васильевича, молодого опричника
и удалого купца калашникова»
1.продолжи ряд определений:
сказка — волшебная, познавательная, веселая
смех — внезапный, задорный, громкий
хоровод — огромный, дружный
2. подбери синонимы и антонимы к словам:
обожать — любить, почитать ( ненавидеть (ант.)
прелестный — хороший, замечательный ( гадкий, противный (ант.)
справедливый — честный, порядочный ( лжец, нечестный (ант.)
сообразительный — умный, развитый ( глупый, тугодум (ант.)
образованный — грамотный ( отсталый, невежда (ант.)
3.напиши, какие чувства, по-твоему, передала юнна мориц в своем стихотворении?
в стихотворении есть задор, веселье и радость. сказка всегда несет добро и мудрость.
4. вспомни сказки, в которых «добрый злого победил» или «добрый злого стать хорошим убедил». запиши их названия. назови имена героев этих сказок.
«илья муромец и соловей разбойник»
«иван-царевич и серый волк»
илья муромец
соловей-разбойник
иван-царевич
василиса
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Написать сочинение " письмо эрасту" эраст- это герой из повести "бедная лиза"