все моря мне по колено,
ведь я сделан из полена!
обожаю приключенья!
ненавижу огорченья!
кукол я освободитель!
карабаса победитель!
я проказник с носом длинным,
непоседа – буратино!
давно забыты те года,
когда любовь во мне играла.
и не осталось и следа.
я все на холод променяла.
я заморозила любовь.
потом разбила чувства в льдинки.
и вместе с ней застыла кровь,
оставив тусклые картинки.
не стало памяти о ней,
лишь только след, что что-то было.
я в спальне ледяной своей
лишь смутно помню что любила.
но нет тревожных больше снов.
метель давно уж присмерела.
живу давно я без оков.
живу я снежной королевой.
дело в том, что характер катерины, как он исполнен в "грозе", составляет шаг вперед не только в драматической деятельности островского, но и во всей нашей .
с образом катерины в драме связан мотив простора. она мечтает о том, чтобы летать, как птицы. с самого начала драма она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве». но ведь она родилась и росла в той же среде, что и кабаниха, тихон, дикой и другие.
рассказ катерины о жизни до замужества – один из самых трогательных монологов. «я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле … что хочу, бывало, то и делаю».
впрочем, о значении материальной зависимости, как главной основы всей силы самодуров в "темном царстве", мы пространно говорили в наших прежних статьях. поэтому здесь только напоминаем об этом, чтобы указать решительную необходимость того фатального конца, какой имеет катерина в "грозе", и, следовательно, решительную необходимость характера, который бы при данном положении готов был к такому концу.
такая любовь, такое чувство не уживется в стенах кабановского дома с притворством и обманом. катерина хоть и решилась на тайное свидание, но в первый же раз, в восторге любви, говорит борису, уверяющему, что никто ничего не узнает: "э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. не жалей, губи меня! пусть все знают, пусть все видят, что я коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? "
всю ее настоящую жизнь составляют – работа и религия, но все это является душой патриархального мироощущения. в реальности же она живет в другом мире, который держится на насилии, принуждении. даже когда варвара выслушала рассказ катерины, сказала: «да, ведь у нас тоже самое». а катерина ответила ей, что «здесь все как будто из-под неволи».
в катерине рождается новое чувство, еще не ясное ей самой: «что-то во мне такое необыкновенное. точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю». это чувство – чувство личности. в катерине растет любовь, не укладывающаяся в рамки того общества. ту любовь, которая просыпается в катерине, она сама. в силу своей религиозности, воспринимает как странный грех. любовь к борису для нее, замужней женщины, нарушение нравственного долга. она хочет быть чистой и .
когда она осознает свою любовь к борису, она изо всех сил стремится ей противостоять. она признается варваре: « точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». и действительно, вокруг нее все рушится: уезжает тихон – опора в любви, варвара дает ей ключ от калитки. в разговоре с борисом варвара говорит: «я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда! ». эти слова можно считать предвестием гибели. сознание греха полностью овладевает героиней.
при таком положении дел, само собою разумеется, что катерина не может удовлетвориться великодушным прощением от самодуров и возвращением ей прежних прав в семье, она знает, что значит милость кабановой и каково может быть положение невестки при такой нет, ей бы нужно было не то, чтоб ей что-нибудь уступили и облегчили, а то, чтобы свекровь, муж, все окружающие сделались способны удовлетворить тем живым стремлениям, которыми она проникнута, признать законность ее природных требований, отречься от всяких принудительных прав на нее и переродиться до того, чтобы сделаться достойным ее любви и доверия. нечего и говорить о том, в какой мере возможно для них такое
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос: