правда, героям гомеровских поэм олимпийские боги, ибо олимп и земля живут в единении. в поэмах гомера в мифологическом виде мир предстает как единая родовая община во главе с зевсом.
ведь поколения героев ведут свой род от зевса (недаром он именуется у гомера «отцом людей и богов») или его родичей, поэтому боги судьбой героев, а смертные люди со вздохами и мольбами обращаются к своим бессмертным покровителям. так, богиня мудрости и войны афина побуждает к решительным действиям воина диомеда. она стоит рядом с ним на колеснице и бросает его против ненавистных ей богов — ареса и афродиты. гера и афина спасают ахилла от разгневанных волн скамандра, посылая на огонь гефеста. сам бог-кузнец по просьбе фетиды выковывает ахиллу великолепные доспехи. чтобы ахейцам, гера, зевса, хитроумно усыпляет своего мужа на горе иде. аполлон гектору сразить патрокла. по решению олимпийцев бог гермес сопровождает приама в стан ахилла.
в «одиссее» мудрая богиня афина и мудрый герой одиссей — неразлучны. богиня незаметно следит за ним и всегда вовремя попадается ему на пути — и на острове феаков, принимая образ прекрасной девы, и на итаке в виде юного пастуха. она одиссею и телемаку спрятать оружие; она наблюдает за побоищем женихов, обратившись в ласточку и сидя на потолочной ; она устанавливает мир на итаке. и это она, многомудрая дочь зевса, на совете богов решительно вступается за одиссея.
боги «вкладывают» в сердце человека печаль, «вбрасывают» в него мысль, «вынимают» у него разум, «отнимают» страх, так что множество психических актов представлены у гомера веществспно-. иной раз зависимость поступка человека от воли божества рисуется поэтом удивительно зримо. так, в i песне «илиады» в сцене ссоры ахилла и агамемнона разгневанный ахилл уже готов вытащить меч из ножен и напасть на противника, но в этот момент стоящая за спиной героя богиня афина сильно дергает его за русые кудри и он мгновенно меняет свое намерение.
но эта непосредственная связь с божеством отнюдь не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками жизнь. более того, в ряде случаев даже боги колеблются, принимая важное решение, так как им неведомо слово судьбы, от которой зависят и смертные и бессмертные. тогда зевс достает золотые весы и на них взвешивает жребии героев, как это происходит, например, перед поединком ахилла и гектора. чаша весов с жребием гектора склоняется к аиду, т. е. к смерти. таким образом участь его становится известной зевсу — гектор должен погибнуть, а богиня афина готова прийти на ахиллу, получив на это милостивое соизволение зевса. «священные весы зевса», т. е. решение зевса, вспоминается гектору, когда он в битве поворачивает вспять от патрокла. но это временное отступление, так как патрокла боги уже призвали к смерти и он вскоре будет убит гектором.
иной раз самостоятельность человека вселяет страх в богов. поэтому, когда боги советуются о будущности одиссея, зевс произносит примечательные слова о том, что люди напрасно во всем обвиняют богов. люди сами на себя навлекают несчастья, поступая вопреки судьбе. именно на этом основании олимпийцы прекращают скитания одиссея и ему вернуться домой. иначе они не могут поступить, так как одиссей, проявляя свою независимость, тогда сам, против воли богов, вернется на итаку.
отчаянная храбрость героев гомера рисуется в «илиаде». диомед ранит своим копьем богиню афродиту и бога ареса. в ярости диомед бросается на троянца энея, хотя знает, что за ним стоит сам могучий бог аполлон. диомед не страшится даже его и трижды ударяет копьем в щит, которым божество прикрывает энея. только в четвертый раз, когда диомед, сам похожий на бога, устремился к цели, дальновержец аполлон загремел страшным голосом, приказывая герою образумиться, не равняться с богами и немедленно отступить.
в «одиссее», в сцене морской бури, когда плот одиссея разбит, герой борется за свою жизнь, вступает в поединок не столько с бушующими волнами, сколько с самим богом морской стихии посейдоном. одиссей настолько силен, что посейдону не стыдно с ним тягаться и он считает этого героя своим личным врагом.
героев гомера отличает особое, исполненное творческой радости, отношение к жизни. ни война, ни бесчисленные смерти не могут поколебать в них желания насладиться дружеской беседой, прекрасной песнью, вкусной едой, роскошным одеянием, великолепным оружием. и вся эта красота зависит от человека, делается с его рук, одинаково умелых и в ремесле, и в искусстве, причем наставниками людей зачастую являются боги, такие, как кузнец гефест или знаменитая в ткацком мастерстве афина, и даже нежная нимфа калипсо, ткацкий станок которой стоит среди деревьев на лужайке, покрытой фиалками.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Составить диалог туч. о чем они могут говорить в стихотворении "тучи" лермонтова?