один из героев рассказа и. с. тургенева "бежин луг" - крестьянский мальчик павлуша.
цитата: внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее павлуша.
вот как описывает его автор: волосы , чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой. но правильный, голова большая, с пивной котёл, как говориться, тело приземистое, неуклюжее, взгляд умный, прямой. он из бедной семьи, потому что его одежда состояла из замашной рубахи и заплатанных портов. ему двенадцать лет.
автор подчёркивает, что павлуша смелый: он не испугался, когда побежал за собаками; внимательный: заметил, что щука блеснула в реке, звёздочка покатилась; добрый: когда вернулся после того, как бежал за собаками, они чувствовали его доброту; заботливый: когда все начали есть картошку, он спросил у вани, почему он не ест.
пока все мальчики сидели и отдыхали, павлуша был подвижным: он следил за картошкой, замечал щуку в реке, что звёздочка покатилась, когда собаки убежали, он бросился вслед за ними, бросал сучья в огонь, пошёл к реке водицы зачерпнуть.
павлуша рассказывал о том, как в шаламове зачалось небесное предвиденье. он рассказывал неторопливо, спокойно, внятно. когда другие рассказывали , павлуша пытался объяснить невероятные вещи, которые, по его мнению, не могли происходить на самом деле. также мальчик отвечал на вопросы, которые задавали ему .
автор относится к герою хорошо: он с самого начала выделяет павлушу среди других героев. а втору жаль, что вскоре павлуша погиб.
рассказывает он про тришку, "удивительного человека", который придет, "когда наступят последние времена":
"— а скажи, , павлуша, — начал федя, — что, у вас тоже в шаламове было видать предвиденье-то небесное?
— как солнца-то не стало видно? как же.
— чай, напугались и вы?
— да не мы одни. барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. а на дворовой избе баба-стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: «кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление» . так шти и потекли. а у нас на деревне такие, брат, слухи ходили, что, мол, белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого тришку увидят.
— какого это тришку? — спросил костя.
— а ты не знаешь? — с жаром подхватил ильюша. — ну, брат, откентелева же ты, что тришки не знаешь? сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни! тришка — эвто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. и будет он такой удивительный человек, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет: такой уж будет удивительный человек. захотят его, например, взять хрестьяне; выйдут на него с дубьем, оцепят его, но а он им глаза отведет — так отведет им глаза, что они же сами друг друга побьют. в острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. цепи на него наденут, а он в ладошки затрепещется — они с него так и . ну, и будет ходить этот тришка по селам да по ; и будет этот тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский… ну, а сделать ему нельзя будет ничего… уж такой он будет удивительный, лукавый человек.
— ну да, — продолжал павел своим неторопливым голосом, — такой. вот его-то и ждали у нас. говорили старики, что вот, мол, как только предвиденье небесное зачнется, так тришка и придет. вот и зачалось предвиденье. высыпал весь народ на улицу, в поле, ждет, что будет. а у нас, вы знаете, место видное, привольное. смотрят — вдруг от слободки с горы идет какой-то человек, такой мудреный, голова такая удивительная… все как крикнут: «ой, тришка идет! ой, тришка идет! » — да кто куды! староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дверную собаку так запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес; а кузькин отец, дорофеич, вскочил в овес, присел, да и давай кричать перепелом: «авось, мол, хоть птицу-то враг, душегубец, » . таково-то все переполошились! . а человек-то это шел наш бочар, вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и "
источник: и. с. тургенев
впервые мы видим запорожскую сечь глазами остапа и андрия, сыновей тараса бульбы. сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, « одевало и кормило сечь, умевшую только гулять да палить из ружей» . потом — сама запорожская сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. в каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар. несмотря на это все казаки подчинялись кошевому — атаману, «который выбирался из своих же запорожских казаков» . все важные вопросы решали сообща, на общем собрании.
прием в сечь был прост — надо было сказать: «верую в христа, в святую троицу» и перекреститься. на сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели.
законов на сечи было мало, но они были слишком жестокими. если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. каждый, проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал. не платившего должника привязывали к пушке. он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его. но больше, чем воров и должников, на сечи не любили убийц. за убийство кара была жесточайшая: «вырыли яму, пустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб с убиенным. потом обоих засыпали землей» .
каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое отечество. тарас бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «нет уз святее товарищества» . сам он именно так считал. поэтому и убил своего сына андрия, когда узнал, что тот предал товарищей и отечество.
казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв» . главным занятием запорожцев была война. «победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии.
и все же, мне кажется, что никакие заслуги не могут оправдать жестокости казаков к своим же соплеменникам и к людям иной веры. хотя и запорожцев никто не щадил: вспомним страшную казнь остапа и тараса бульбы.
запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Смысл эпиграфов и названий романа "тихий дон".