В десятой главе романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» описывается спор Базарова и Кирсанова, который стал очередным подтверждением конфликта отцов (в лице Павла Петровича) и детей (в лице Евгения).
Неприязнь между Кирсановым и Базаровым возникла еще при их первой встрече. Со временем она переросла в ничем не прикрытый конфликт, противостояние двух разных поколений. Кульминацией стал их разговор за вечерним чаем. Когда речь зашла об аристократии, Павел Петрович высказал слова в ее поддержку. По его мнению, именно аристократы были той движущей силой, без которой невозможно было представить общественное развитие. Примером идеального устройства общества для них была «английская свобода», то есть конституционная монархия. Путь к этому идеалу Павел Петрович видел через реформы, прогресс, гласность.
Однако эти аргументы не трогали Базарова, считавшего аристократов инфантильной и совершенно бесполезной прослойкой общества лишь на громкие фразы. Он рьяно отвергал либерализм и не верил, что дворянство привести Россию к светлому будущему.
Далее спор Базарова и Кирсанова переключился на русского мужика. Павел Петрович начал возвышенную речь о том, что народ всегда свято чтит предания и не представляет свой жизни без веры. Он прославлял крепкую крестьянскую семью, общину, патриархальность русского мужика. Базаров же в ответ пикировал тем, что народ – темный и невежественный, не осознающий в полной мере собственных интересов. Ради того, чтобы залить голову дурманом в кабаке, он готов был обкрадывать самого себя. При этом же он считал, что по своему духу русский мужик – истинный революционер, и потому нигилизм можно смело считать проявлением именно народного духа.
Вместе с тем Кирсанов, несмотря на свое восхищение народом, был весьма далек от него. Он никогда не умел разговаривать с простыми людьми, и в поведении с ними невольно выказывал свое превосходство. Базаров же с гордостью сообщил, что его дед землю пахал. Он мог с легкостью расположить к себе крестьян, которые считали его «своим».
В ходе дискуссии Павел Петрович стал постепенно выходить из себя. В какой-то момент присущая ему деликатность изменила, он и произнес весьма неуважительные слова в адрес молодежи, погрязшей в гордыне и глумлении. В ответ Базаров парировал: «Рафаэль гроша медного не стоит», на что взбешенный неслыханной дерзостью Кирсанов назвал своего оппонента «болваном».
Казалось бы, в этом споре Базаров одержал верх над Павлом Петровичем. Он сохранил спокойствие, выдержку, не опустился, в отличие от своего собеседника, до оскорблений, его аргументы были более убедительными. Однако вскоре жизнь расставила все по своим местам, и Базаров, оказавшийся на пороге смерти, был вынужден пересмотреть свои взгляды на многие вопросы. Личность Евгения Базарова в полной мере раскрылась лишь в его скоропостижной смерти.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/question/analiz-10-glavy-otcy-i-deti-63054
В выпускной год Пущин уточнил у директора лицея наличие учеников, изъявлявших желание попробовать себя в военной службе. Таковых набралось около 10 человек, и к ним присоединился Иван. Молодые люди регулярно занимались с наставниками в гусарском манеже и готовились к службе.
Завершив обучение в лицее, Пущин решил делать военную карьеру и был определен в конную артиллерию лейб-гвардии. Иван получил чин офицера и гвардейский мундир. 29 октября 1817 года бывший лицеист приступил к службе в звании прапорщика. 20 апреля 1820 года он был повышен до подпоручика, а в 1821-1822 годах уже участвовал в походе в составе артиллерийской части.
Целью мероприятия было устранение «вольного духа», зародившегося в гвардии. Военнослужащие дошли до Польского Царства и вернулись в Петербург. Поход не принес результата, и бунтарский дух в армейских полках не стих.
21 декабря 1822 года Иван Пущин стал поручиком и решил оставить военную службу. Окружающие были уверены, что он завершил карьеру из-за конфликта с братом царя, Михаилом Павловичем, который управлял артиллерийским ведомством. Пущин получил замечание относительно мелкого упущения, допущенного в форме.
Но уход со службы предпринят им намеренно. Он даже планировал перейти на низшую позицию в полиции, став квартальным надзирателем. Но судьба сложилась иначе. Иван получил должность в Петербургской уголовной палате и работал судьей в московском надворном суде. Эта позиция также считалась ничтожной среди дворян, но Пущину нравилась его работа.
Общественная деятельность и восстание декабристов
Параллельно с основной деятельностью молодой человек интересовался идеями декабристов. Еще будучи лицеистом, он состоял в «Священной артели», основанной в 1814 году. Вместе с другими ее членами Пущин участвовал в создании декабристской организации «Союз
В нее также входили одноклассники Ивана: Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер и гвардейские офицеры, среди которых Демьян Искритский и Петр Колошин. Так Пущин оказался вовлеченным в работу Тайного общества декабристов. Он был участником «Союза благоденствия» и «Северного общества».
14 декабря 1825 года в числе других декабристов Иван Пущин был на Сенатской площади. Он наблюдал за происходящим и среди участников увидел знакомого офицера. Решив, что он шпион, Иван отдалился от него, но кто-то успел ранить мужчину. Достоверно неизвестно, был ли Пущин замешан в покушении, и произведение «Записки декабриста» не пролило свет на вопрос. Но дальнейшие события оказались спровоцированы этой случайностью.
Пущина арестовали, как и других членов «Северного общества», заключили в Петропавловской крепости. На допросах он оставался непреклонным, не шел на сотрудничество с дознавателями, поэтому суд признал его виновным в планировании убийства царя. Cтав страшнейшим из преступников в стране, Пущин был приговорен к смертной казни через обезглавливание. Наказание смягчили, лишив декабриста чинов и сослав на каторгу в Сибирь. Спустя время срок отбывания наказания сократили до 20 лет.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему печорин пришел на мери? написать