распространение христианства на руси неразрывно связано с именами двух братьев-просветителей – кирилла и мефодия. именно они составили кириллицу – новую азбуку, пришедшую на смену старым славянским письменам, и эта азбука из моравии и чехии попала на русь. разумеется, давно принято именовать братьев «православными византийского обряда»…
однако все было несколько иначе. во-первых, по логике азбуку следовало бы именовать не кириллицей, а константиницей – потому что брат мефодия именовался как раз константином, а имя кирилл принял незадолго до смерти, уйдя в монастырь. к тому времени новая славянская азбука давно была им совокупно с братом составлена…
во-вторых, вся жизнь и деятельность братьев свидетельствуют о том, что они в первую очередь были посланцами рима. судите сами.
сначала константин и мефодий и в самом деле жили в константинополе и были пока что не священниками, а учеными книжниками-мирянами. в 862 г. князь ростислав, правивший великой моравией, прибыл к византийскому императору михаилу и поведал ему, что моравия отреклась от язычества, стала соблюдать христианский закон, но не имеет учителей, которые проповедовали бы христианскую веру на славянском языке.
тогда-то император и поручил ученым братьям ответственную миссию. составив новую азбуку, константин с мефодием прибыли в моравию и более трех с половиной лет проповедовали там христианство, распространяя священное писание, начертанное той самой кириллицей (константиницей).
после чего намеревались вернуться в константинополь… но, встретив в венеции папского гонца, приглашавшего их в рим, последовали за ним. именно в риме папа адриан ii рукоположил братьев в сан священников! сохранилось письмо папы моравским князьям ростиславу, святополку и коцелу, где, в частности, говорится: «мы же, втройне испытав радость, положили послать сына нашего мефодия, рукоположив его и с учениками, в ваши земли, дабы учили они вас, как вы просили, переложив писание на ваш язык, и совершали бы полные обряды церковные, и святую литургию, сиречь службу божью, и крещение, начатое божьей милостью философом константином».
о вражде меж западной и восточной церковью пока что нет и речи – в том же послании адриан именует византийского императора «благочестивым». есть еще одно многозначительное упоминание: константин и мефодий, отправляясь в моравию, заранее знали, что эти земли относятся к «апостольскому», то есть римскомуканону. а потому ни в малейшей степени не отклонялись от римских канонов. и найденные ими мощи святого климента отвезли не в константинополь, а в рим.
остается лишь добавить, что впоследствии папа сделал константина епископом, а также специально восстановил для мефодия сремскую митрополию.
итак, в конце ix века в славянских землях с благословения римского папы константина и мефодия распространялось христианство апостольского, т. е. римского, канона. распространялось среди ближайших соседей руси – родственных ей славян. может быть, именно отсюда и берет начало и появление в киеве христианских церквей, и крещение ольги? а константинополь здесь и вовсе ни при чем? лишь впоследствии, когда между римом и константинополем отношения испортились напрочь и дело дошло до взаимного анафемствования, летописцы вроде нестора (жившего, скорее всего, в xv или xvi веках) постарались на совесть, чтобы вымарать все «крамольные» упоминания о крещении, первоначально принятом от посланников рима…
есть еще одно косвенное доказательство. наличие в нашем священном писании третьей книги ездры, которая присутствует лишь в вульгате (библии на латыни) – но не в греческом и еврейском вариантах писания. это доказывает: первые переводы библии на старославянский язык были сделаны именно с вульгаты, то есть с библии римского канона. да и календарь – основа богослужения – на руси был принят не византийский, а как раз латинский. названия месяцев латинские, а не ромейские, и началом года считался не сентябрь, как у геков, а март – как на западе…
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие из афоризмов стародума актуальны и в наше из "недоросль"
наличные деньги — не наличные достоинства.