Тема урока: «Как жаль, что понимаем, лишь теряя»
Цель урока: проанализировать рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма» с точки зрения его проблематики и идейного содержания.
Задачи урока:
1). Проанализировать содержание рассказа, образы персонажей.
2). Определить проблему, которую поднимает автор.
Техническое сопровождение: мультимедиапрезентация.
Ход урока
1. Этап целеполагания
- Добрый день, ребята! У вас на столах телеграммы. Прочитайте текст телеграммы. Предположите, кто является их отправителем. («Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» К.Г. Паустовский).
- Как вы поняли смысл высказывания? Предположите, о чем пойдет речь на уроке и как мы построим свою работу?
Вывод учителя: Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка… Без них, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом, выслушают, поймут, поддержат добрым словом. Задача потомков – не забывать о них, быть благодарными, проявлять чуткость и заботу. Об этом мы будем говорить, анализируя рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Запишите в тетрадь тему урока и эпиграф к нему.
2. Актуализация знаний
Краткий пересказ текста. Опрос по содержанию рассказа.
3. Анализ текста произведения
- Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Поделитесь мыслями, впечатлениями.
- О чем рассказ? (о матери и дочери, их отношении друг к другу).
- Расскажите, что вы узнали о главной героине рассказа.
(Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником. Дом «мемориальный», по словам его хозяйки. Катерина Петровна – образованная женщина. Она сетовала на то, что ей не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже. Катерина Петровна вместе с тем несчастна и одинока, потому что ее «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем).
основной пейзаж повести — картина бурана: «ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. лошади бежали дружно. ветер между тем час от часу становился сильнее. облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. ветер завыл; сделалась метель. в одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. все исчезло. «ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран! » я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь». буран — символ пугачевской вольницы. темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Рассказ тургеньева бежин луг какое время года