Не пора и” нам. братия, начать о походе игоревом слово. чтоб старинной речью рассказать про деянья князя удалого? заболоцкий более восьми веков назад, в 1187 году, было создано “слово о полку игореве, игоря святославича, внука олегова” — гениальное произведение . автор “” неизвестен. а разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток словесности а. и. мусин-пушкин. изучению образной структуры “” посвящено множество работ. из последних и наиболее значительных — труды академика д. с. лихачева, который изучал стилистику произведения и его художественные особенности. минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. интерес к этому произведению не уменьшается, а увеличивается и становится все более глубоким. любовь автора к родине побудила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. “” создано в годы, когда феодальная раздробленность руси достигла своего предела. множество городов-княжеств воевали между собой, оспаривая друг у друга владения. но политический упадок руси не был. однако, связан с ее культурным упадком. о высоком уровне культуры древней руси ярко свидетельствуют архитектура и прикладное искусство. язык отвечал требованиям той поры и начал обогащаться политической, военной и технической терминологией. речи князей перед битвами “придавали дерзость” их войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения: о дружина моя и братья! лучше ведь убитый быть, чем плененным быть: сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий дон. смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере игоря с недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы: хочу,—сказал,— копье преломить на границе поля половецкого: с вами, русичи, хочу либо голову спою сложить, либо шлемом испить из дону. игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от желания славы, и это его к поражению и гибели войска. впервые за всю борьбы с половцами князья игорь и его брат всеволод — оказались в плену. “слово о полку игореве” было создано по свежим впечатлениям от этих событий, от непритупившегося еще горя. автор “” обращается в своем произведении к современникам, которым были известны все подробности и обстоятельства этих событий. поэтому “” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника. о, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю! игорева храброго полка не воскресить! по нем кликнула карпа, и желя поскакала по земле, огонь мыкая в пламенном роге. “” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. оно не только повествует о событиях игорева похода — оно дает и оценку. это пламенная и взволнованная речь патриота — то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости за нее, за ее будущее. стреляй же, господин, в кончат, поганого раба, за земно , за раны игоревы, буйного святославича! подлинный смысл призыва “” заключается, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей^ “” было не только военное, но и идейное , единство родной земли. именно в патриотическом настрое “слова о полку игореве” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.
ilukianienko458
26.09.2021
звуковые ассоциации: анчар, гончар, янычар, колчан, саранча, чары, чара, волчара, жучара, журчал , причал, очаг, кончать, кричать, рычать, печать, отчаяние! . ругательства моей няньки: анчутка (бес, злой дух) и анчихрист (т.е. антихрист) тоже легко вписываются в этот ассоциативный ряд, как по звучанию, так и по смыслу. анчар – слово для языка не слишком обыденное: нет, привычной нам, певучести, мягкости. «н-ч-р»! язык к небу(«н»), напряжение, щелчок свистящего «ч», дребезжание(«р»). и все - в одном слове! разговор существ из фантастических блокбастеров? скрежет. их хитиновых покровов? обычной ли саранчи? песка пустыни? при добавлении гласных слово «анчар» произносится на выдохе, который может быть и последним. стоит произнести или услышать «анчар», в уме вначале возникают две звуковые, они же - звукосмысловые - ассоциации: гончар, янычар. первая – мирная и нужная профессия, вторая – восточный воин. а раз восток, тут тебе и черные чары, мрачное отчаянье, и кара: саранча. большинство слов этого ассоциативного ряда имеет сильную эмоциональную окраску. и в них не простое противопоставление, а переплетение, взаимодействие смыслов. мы уже не раз убеждались, что фантастичное «вчера» вполне может быть реальным «завтра». гончар, корчага, кочерга, реальные предметы. но ведь руки гончара творят волшебство, рождая из глины (праха! ) предмет, которые будет потом обожжен в огне. огонь, разрушающий мрак… янычар – тоже двойственность: христианский ребенок, но воспитанный в исламе. закаленный в сражениях рыцарь султана! сам анчар – дерево, источающее яд ( знакомое нам по стихотворению а.с.пушкина. его безмерная ядовитость – миф, гротеск. но созданный поэтом фантастический образ ужасающе реален. каков же смысл взаимодействия реального и фантастического в этом ряду ассоциаций? вероятно, в том, что, несмотря на существование реальных ассоциаций, есть и скрытое, тайное, опасное в этом слове, в предмете, который оно отображает. ассоциации многократно выявляют это. а – значит, вооружен.