Внутренний нравственный опыт, пережитый человеком. осмысления себя и своего места в мире, отношение к высшим ценностям, предложения о собственном несоответствии этим ценностям .
knigi21212
29.01.2020
Вот почитай: гоголь назвал свою повесть «портрет» . потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству? наверное, есть в этой странной повести гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь столицы 30-х годов х1х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе. художника чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения рафаэля, микеланджело, корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, чартков готов отдать за него последний двугривенный. нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими . он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека» . он отвергает художников, у которых «самая природа.. кажется низкою, грязною» , так что «нет в ней чего-то озаряющего» . чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. своим успехом чартков обязан тем, что рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. однако чартков солгал, придав незначительной девице облик психеи. польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. и талант стал покидать чарткова, изменил ему. «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» , - говорит отец сыну во второй части повести. эти слова почти дословно повторяют слова моцарта в пушкинской трагедии: «гений и злодейство - две вещи несовместные» . но для пушкина добро - в природе гениальности. гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности. чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. и несмотря на славу модного живописца, чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в италии, вызвала в чарткове потрясение. вероятно, в восхищенном контуре этой картины гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна карла брюллова «последний день помпеи» , прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «арабески» . но потрясение, испытанное чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. и этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
groomingprofi56
29.01.2020
Это стихотворение можно назвать эпитафией уходящему миру деревни — той, какой её знал и любил сергей есенин. настроение, выраженное здесь поэтом, встречается во многих его стихах. поэт связывал самого себя с исчезающей деревней. он чувствовал, что не сможет воспевать новое время, потому что всё в нём кажется ему дисгармоничным. главный мотив стихотворения — собственная ненужность и неизбежность своего ухода. в стихотворении нет сюжета, в нем не происходит никаких действий. главное здесь — только внутренние ощущения лирического героя. природа для есенина всегда была священна — он часто изображал её как храм. в ранней лирике он воспевал красоту природы, радость и полноту жизни, любви. но в стихотворении «я последний поэт деревни…» поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру, обречённому на умирание. а природа здесь — храм, в котором и происходит эта воображаемая поминальная служба. в первом четверостишии лирический герой прощается со всем, что ему дорого. ключевые слова здесь подчёркнуты эпитетами: «последний поэт» и «прощальная обедня». первая строфа стихотворения — единственная, в которой глаголы стоят в настоящем времени. лирический герой ещё живёт настоящим (точнее доживает), но в будущем ему места нет. сильнее всего в стихотворении звучит тема смерти: догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час. лирический герой сравнивает себя с догорающей свечой «из телесного воска» — то есть из судеб людей, сломленных и отвергнутых новым миром. среди них и сам поэт. он предсказывает свою смерть. часы не звонят, не бьют — они хрипят. хрип этот — знак дисгармонии наступающего нового мира. образ луны здесь тоже не случаен. луна появляется только ночью, которая разделяет день уходящий и день наступающий, прошлое и будущее. в третьей и четвёртой строфах сталкиваются образы старой деревни и «железного гостя», который выйдет «на тропу голубого поля» россии, на её необъятные просторы. но он не хозяин и не работник, а всего лишь «гость», хотя именно он вот-вот станет хозяином. у него «чёрная горсть», «не живые, чужие ладони». как ярко отражают эти эпитеты настроение поэта! он уверен, что природа осиротеет: только будут колосья-кони о хозяине старом тужить. «железный гость» — многозначный образ. это, в первую очередь, конечно, трактор, комбайн и любая другая техника. но это и противостоящий деревне город, и вообще новый мир. есенин писал: «трогает меня… только грусть за уходящее, милое, родное, звериное и незыблемая сила мёртвого, механического». но не только поэт скорбит о прошлом. природа в таком же смятении. а есенин всегда выражал своё мироощущение через природу — это одна из самых ярких особенностей его поэзии. лирический герой говорит о себе: за прощальной стою обедней кадящих листвой берёз. берёза — один из любимых образов есенина. но раньше поэт любовался берёзкой: «о, тонкая берёзка, что загляделась в пруд? » а в этом стихотворении берёзы «кадят», то есть разбрасывают свою листву. это происходит осенью. а осень — символ умирания природы. с деревней автор связывает религиозные мотивы и образы: обедня берёз, поэт-свеча, панихидный пляс ветра. цветовые эпитеты тоже расставляют свои акценты: свеча догорает золотистым пламенем, поле названо голубым (в творчестве есенина есть образ — «голубая русь»), «злак овсяный» окрашен цветом зари, только «железный гость» чёрен. но будущее за ним: всё привычное и милое, и сам поэт, становятся лишним в новом мире. в последней строфе мотив смерти усиливается — почти дословно повторяются слова второй строфы: скоро, скоро часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час! но это утверждение звучит гораздо увереннее — теперь это уже восклицательное предложение, оно звучит как приговор. поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. стихотворение посвящено другу есенина, анатолию борисовичу мариенгофу — поэту, одному из основателей и теоретиков имажинизма.