повесть «тарас бульба» — одно из самых совершенных творений н. в. гоголя. оно стоило писателю огромного труда. в повести гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. главные события происходят в запорожской сечи, в царстве свободы и равенства. это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. для таких людей нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны. в повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. замечателен образ главного героя повести — тараса бульбы.
суровый и непреклонный тарас бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. он не был создан для семейного очага. его «нежба» — чистое поле да добрый конь. увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в сечь, к казакам. здесь его подлинная стихия. гоголь пишет о нем: «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению гоголя, «точно необыкновенное явление силы».
тарас бульба — это мудрый и опытный вожак казацкого войска. его отличали «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». вместе с тем тарас не противопоставлен окружающей среде. он любил простую жизнь казаков и ничем не выделяла среди них.
образ тараса воплощает в себе удал и размах народной жизни. это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. в нет* нет ничего эгоистического, мелкого, корыстно го. его душа проникнута лишь одним стрем лением — к свободе. вот почему с таксм ненавистью говорит он о ничтожных душа: предателей: «знаю, подло завелось теперь н; земле нашей: перенимают черт знает как и бусурманские обычаи; гнушаются языкоь своим; свой народ ».
вся жизнь тараса была неразрывно связана с сечью, служению товариществу, отчизне он отдавал всего себя безраздельно. цеш в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.
сколько отваги в поведении тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать остапа! потрясает драматизме* знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. затерявшись в толпе чужих людей тарас смотрит, как выводят на лобное месте его сына. что почувствовал старый тарас, когда увидел своего остапа? «что было тогда е его сердце? » — восклицает гоголь. но ничем не выдал своего страшного напряжения тарас. глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «добре, сынку, добре! ».
столь же крупно и выразительно раскрывается характер тараса в трагическом конфликте с андреем. любовь не принесла андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от отчизны. такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: «пропал, пропал бесславно, как подлая ». измену родине никто не может ни искупить, ни оправдать.
писатель рисует огромное нравственное превосходство тараса и его соратников над андреем. до чего мерзок человек, предавший свою родину! и жизнь его бесславна, и смерть позорна. тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. без колебаний он совершает свой приговор: «я тебя породил, я тебя и убью! ». эти слова тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.
создавая героический образ тараса бульбы, н. в. гоголь не пытается идеализировать его. в нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. гоголь мечтал о сильном, героическом характере. именно таким является тарас.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прав ли иван васильевич отказавшись от вали