рассказ распутина «уроки французского» и рассказ астафьева «конь с розовой гривой» объединяет то, что оба эти рассказа автобиографические, действие происходит в сибири, главные герои — деревенские мальчики, и находится взрослый человек, который проявляет понимание и доброту по отношению к детям.
Valerevna-Vardan
18.11.2021
Простых людей. калашников борется за справедливость и убивает кирибеевича, а царь иван грозный казнит калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем. кулачный бой в xvi веке на руси был состязанием, испытанием силы и удали богатырей без ненависти и желания смерти друг другу. победа в таком бою доказывала лишь превосходство одного из соперников, торжество справедливости. предвестием предстоящего поединка становятся слова царя ивана васильевича, обращенные к своему опричнику: «…или с ног тебя сбил на кулачном бою / на москве-реке, сын купеческий» . царское предсказание не тревожит уверенного в своей правоте кирибеевича. в бою ему нет равного, для победы над ним нужна «рука заколдованная» , то есть сила нематериальная. с этой уверенностью в себе он выходит на бой, не подозревая, что будет играть по иным правилам. «не шутку шутить, не людей смешить… вышел я на страшный бой, на последний бой» - эти слова калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок. судебник (документ xiv века) устанавливал, что если все возможности разрешения конфликта уже исчерпаны, то в поединке должна победить не сила, а правда, правота одного из соперников, которому бог дарует победу как доказательство высшей справедливости. судный поединок – это бой между истцом и ответчиком, оскорбленным и оскорбившим. калашников убивает царского опричника, не раскрывая позорной тайны своего поступка, не признавая за царем права узнать ее, о ней он готов поведать только «богу единому» . кирибеевич наносит первый удар по кресту, по святым мощам, значит, бьется он не с купцом, а с самим богом, который защищает калашникова. безусловно, конфликт кирибеевича и калашника не исчерпывается поединком, в него вступает царь. на гневный вопрос царя ивана грозного купец отвечает «по правде и по совести» , что волей вольною убил он царского опричника. но царь не волен над душой калашникова, поэтому он проявляет свою власть над телом: казнит купца. пострадав «за правду до последнева» , калашников сам просит «милости» - смерти, становится преступником, «душой грешной» , как бы присвоив себе право высшего судьи - карать неправого. на могиле калашникова – кленовый крест – символ убийцы (так хоронили самоубийц и государственных преступников) . и здесь – проявление сложности и противоречивости образа: православный купец похоронен «про меж трех дорог» , а могила заступника за поруганную честь становится безымянной (об этом же говорит и фольклорная традиция) . о могиле кирибеевича не упоминается вообще, как будто он совсем исчез из жизни. калашников же, похороненный вне церковной ограды, оказывается вновь победителем даже в смерти своей. конечно, и образ царя достаточно сложен в поэме: с одной стороны, он жесток, похороненный купец «про меж трех дорог» - его напоминание другим о том, что ожидает непокорных царской воле, своеобразный урок своим подданным и их потомкам, с другой стороны, проявляет милость к семье калашникова. несмотря на то, что мы переносимся в эпоху царя ивана грозного, автор указывает на актуальность проблемы отношений между властью и человеком в свое время.
libirishka7910
18.11.2021
Картина развалин монастыря в грузии. генерал везет с собой пленного ребенка лет шести «из гор к тифлису». тот в пути занемог, «он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал». один из монахов оставляет мальчика у себя. тот вначале живет в стороне от всех, «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток». его окрестили, скоро он должен принять монашеский обет. но однажды осенней ночью юноша исчезает. три дня его ищут, потом «в степи без чувств нашли». мцыри слаб, худ и бледен, «как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал». «и близок стал его конец, тогда пришел к нему чернец». мцыри исповедуется: «я мало жил и жил в плену. таких две жизни за одну я променял бы, если б мог». его душа звала «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». мцыри не просит о прощении, говорит, что смерть его не страшит, спрашивает, зачем старик спас его от смерти еще в детстве. видел у других отчизну, дом, друзей, родных, а у себя не находил не только милых душ — могил! тогда, пустых не тратя слез, в душе я клятву произнес: хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной. увы! теперь мечтанья те погибли в полной красоте, и я как жил в земле чужой, умру рабом и сиротой. затем добавляет, обращаясь к старику: пускай теперь прекрасный свет тебе постыл: ты слаб и сед, и от желаний ты отвык. что за нужда? ты жил, старик! тебе есть в мире что забыть, ты жил, я также мог бы жить! мцыри рассказывает, что он видел на воле — пышные поля, зеленые холмы, темные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой отчизны. мцыри говорит, что убежал из монастыря ночью в грозу. в то время как распростертые на земле монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце мцыри живет в дружбе с грозой. как сон, проносятся перед ним воспоминания о родных горах, встает образ отца, отважного воина с гордым взором. мцыри представляется звон его кольчуги, блеск оружия. вспоминает мцыри и песни своих юных сестер и решает во что бы то ни стало найти путь домой. «ты хочешь знать, что делал я на воле? жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей». на воле мцыри любуется дикой природой, спускается р горному потоку, чтобы утолить жажду, видит молодую прекрасную грузинку. ее «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои » девушка исчезает. мцыри засыпает и видит ее во сне. проснувшись, продолжает путь, сбивается с дороги. на поляне видит барса, вступает с ним в бой, побеждает его. «но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». сражаясь с барсом, мцыри сам становится подобен дикому зверю: «как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков».
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что объединяет рассказы кладовая солнца и конь с розовой гривой?