Сравнительная характеристика жилина и костылина — героев рассказа л. н. толстого «кавказский пленник» в рассказе «кавказский пленник» лев николаевич толстой знакомит нас с двумя офицерами — жилиным и костылиным. своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. показывая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек. в начале рассказа писатель сводит этих героев вместе. мы узнаём, что жилин решается на опасный поступок, потому что торопится к матери, а костылин — только потому, что «есть хочется, да и жара». жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был». «а костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт». такая разница во внешнем описании ещё больше усиливается смыслом фамилий героев. ведь фамилия жилин перекликается со словом «жила», и героя можно назвать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. а в фамилии костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и поддержка, а сам он ничего не может. жилина писатель изображает решительным, но в то же время предусмотрительным человеком: «надо выехать на гору, поглядеть…». он умеет оценить опасность и рассчитать свои силы. в отличие от него, костылин легкомыслен: «что смотреть? поедем вперёд». испугавшись татар, он повёл себя, как трус. даже к лошади герои относятся по-разному. жилин называет её «матушкой», а костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. но ярче всего различие характеров героев проявляется тогда, когда они оба оказываются в татарском плену. попав в плен, жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тысячи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. а костылин, напротив, несколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа. жилин поставил себе цель: «я уйду». он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привычками татар. герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить людей. этим он сумел расположить их к себе и даже завоевал любовь хозяина. особенно трогательно читать о дружбе жилина с диной, которая и спасла его в конце. на примере этой дружбы толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро. а костылин «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит». своему уму и смекалке жилин смог организовать побег и как друг взял костылина с собой. мы видим, что жилин мужественно терпит боль, а «костылин всё отстаёт и охает». но жилин не бросает его, а несёт на себе. оказавшись в плену во второй раз, жилин всё равно не сдаётся и бежит. а костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода. в конце рассказа оба героя спаслись. но поступки костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к жилину вызывают осуждение. уважения заслуживает лишь жилин, ведь он выбрался из плена своим человеческим качествам. толстой испытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «вот я и домой съездил, женился! » можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно жилину, ведь он назвал его «кавказский пленник», а не «кавказские пленники». не за
vikabobkova2010
17.12.2022
Семейное счастье (1859)декабристы (1860—61, незаконч., опубл. 1884)война и мир (1863—1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867—69, 3 изд. исправл. 1873)анна каренина (1873—1877, опубл. 1875—77)воскресение (1889—1899, опубл. 1899)два гусара (1856)утро помещика (1856)альберт (1858)идиллия (1861—1862)поликушка (1862)казаки (незаконч., опубл. 1863)смерть ивана ильича (1884—86)записки сумасшедшего (1884—1903)крейцерова соната (1887—89, опубл. 1891)дьявол (1889—90, опубл. 1911)мать (1891)хозяин и работник (1895)отец сергий (1890—98, опубл. 1912)хаджи-мурат (1896—1904, опубл. 1912)посмертные записки старца федора кузьмича… (незаконч., 1905, опубл. 1912) вчерашнего дня (1851)набег (1853)святочная ночь (1853)дяденька жданов и кавалер чернов (1854)как умирают солдаты (1854)записки маркёра (1855)рубка леса (1855)цикл «севастопольские рассказы» (1855-56)метель (1856)разжалованный (1856)две лошадилюцерн (1857)три смерти (1859)отрывки рассказов из деревенской жизни (1860—1862)холстомер (1863—85)суратская кофейная (1887)франсуаза (переделка рассказа г. де мопассана «порт», 1891)кто прав? (1891—93, опубл. 1911)дорого стоит (переделка отрывка из очерка г. де мопассана «на воде», 1890; опубл. 1899 в , в россии 1901)карма (1894)сон молодого царя (1894)после (1903, опубл. 1911)
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Пажжее ❤❤❤ у меня сейчас соч если не сделаю получу дваа умоляя вас паже