Герой сердится на одинцову и за ее нерешительность в любви, и за ее желание полюбить; оба эти чувства живут в его душе одновременно. как романтик, он хочет любовного признания одинцовой и досадует на ее нерешительность; как нигилист, он презирает и себя, и одинцову за возникшую между ними сердечную связь. это сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить. и, конечно, одним из виновников затягивающегося драматичного узла оказывается базаров. назойливо одинцову в аристократической изнеженности, в неспособности на большое и решительное чувство, базаров, в сущности, от своей и от ее любви к нему заранее отказывается. его рассуждения о безнадежном аристократизме любимой женщины напоминают заклинания. итак, одинцова хочет полюбить, но не может не только потому, что она аристократка, но и потому, что демократ базаров, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. в решительный момент, когда тайное волнение охватило одинцову и она, не спуская глаз с окна, призналась в том, что несчастлива, базаров проявил бестактность, заставившую героиню усомниться в самой культуре его чувств. где же его хваленое знание людей? но неловкий вопрос, мгновенно погасивший огонек любовного чувства одинцовой, конечно, не случаен. он - следствие приземленного взгляда героя на любовь как на влечение, результат недооценки духовной основы человеческих чувств. одинцова как умная и достаточно чуткая женщина могла предвидеть в базарове многое, но этого она принять не желала и не могла. в тревоге бродя по комнате, "она задумывалась и краснела, вспоминая почти зверское лицо базарова, когда он бросился к ней". и теперь вопрос совершенно естественным образом решился для нее отрицательно. "нет, - решила она наконец, - бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете". " заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее - и увидела за ней даже не бездну, а пустоту.. или (*106) безобразие" (с. 300). так только ли одинцова виновата в том, что базаров, разбудив "спящую красавицу", одновременно грубо испугал ее?
sensenagon50
01.02.2020
Юрий азагаров в рассказе — четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). его нанимают играть на ёлке в семью рудневых — богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей москвы. старшая сестра, лидия руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер. однако юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев. юрий под началом такого великого учителя рубинштейна становится не менее известным композитором.