Это такое произведение, которой затрагивает нравственные темы и тем самым побуждает человека к определенным изменениям.
kirill81
27.03.2020
Интерес гоголя к тематике (из жизни эпохи европейского средневековья автор имел уже незаконченную драму “альфред”) в повести “тарас бульба” (1835) - это уже не мифологизация прошлого, что было приоритетным явлением не только в фольклорных произведениях, но преимущественно и в пор романтизма. собственно “тараса бульбы” лишь в героико-пафосном воспроизведении прошлого, в восприятии того романтизма, который не мифологизировал трагическое прошлое, не противопоставлял правду художественную правде , приближаясь к реалистическому осмыслению действительности: миф как эстетичная категория уступал типизации - как образов, так и обстоятельств. главный персонаж повести тарас бульба (эта фигура воплощает в себе лучшие черты бескомпромиссных народных предводителей национально-освободттельных соревнований первой половины xvii ст. - тараса трясила, остряницы,павлюка и т.п.) - не просто национальный герой, а представитель народного бытия в соответствующую эпоху с определенной социально-политической и духовной ориентацией. повесть гоголя, несмотря на краткую сконденсованость событий, четкую определенность магистральной сюжетной линии, эпопейного произведения, прежде всего за масштабностью художественного осмысления человеческих судеб или конкретной личности на фоне столкновенья индивидуального и общенародного, идейно-миротворческих и духовно-этичных конфликтов в выборе веры и общественно-моральных основ. проблема чувства и обязанности неоднозначная в решении с точки зрения разных моральных и гражданских императивов на протяжении многих эпох (она в фольклоре, философских, религиозных трактатах, в творчестве мировых классиков: в.гюго, м.лермонтова, т.шевченко, г.старицкого, ф.достоевского, революционной и постреволюционной - ю.яновський, б.лавренев, г.кулиш, и.днепровский и т. в “тарасе бульбе” гоголя решается однозначно и бескомпромиссно: мир, где властвует дух лукавого, мир унии и отступничества от пракореньев веры несет духовно-моральное опустошение и разрушение людям. (”” у писателя - это собственное , которое ассоциируется в сознании автора, персонажей, читателей со словом “православный”: ключевая причина национально-освободительного движения - это оборона веры и социальной справедливости), и потому предательство даже у имени высочайших проявлений человеческих чувств имеет наказываться. карающая десница отца относительно сына отступника в “тарасе бульбе” - это осознание карающей десницы божьего суда над топтанием веры и высочайшей правды у имени эгоцентризма, себялюбия, корыстных интересов. вся церемония приема на сечи сводилась, прежде всего, к принадлежности к вере, к осознанной защите православной веры как духовной опоры, без которой не возможное существование наций (сегодняшней безыдейной и безыдеологической демократии, замешанной на самом деле на чужих, псевдодуховных концепциях, стоит об этом бы знать), народу, семьи. * “- ! что, во христа веруешь? * -верую! - отвечал прихожанин. * -и в троицу святую веруешь? * -верую! * -и в церковь ходишь? хожу! * -а ну перекрестись! пришедший крестился. * -ну, хорошо, - отвечал кошевой. * - ступай же в курень. этим оканчивалась вся церемония. и вся сечь молилась в одной церкви и готовая была защищать ее до последней капли крови…”. характерно, что понятие “” и “православный” у гоголя являются тождественными (слово “украинец” не употреблялось даже позднее в творчестве т.шевченка), а казацкая украина ассоциировалась с краем, который был оплотом веры и свободы, самые же запорожцы нигде и ни в коем случае не противостоят московской движении - они борются с ляхами, турками, татарами как извечными поработителями (сегодняшнее старание вносить коррективы в , собственный насиловать ее, срабатывает не просто против классиков - гоголя или шевченко, - а против самого народа как главного носителя памяти). само же православие, за гоголем, является верой, которая сплачивает и солидарничает, есть своего рода альтернативой индивидуализму, корыстолюбию, эгоцентризма и тем самым противостоит чужим (прежде всего западным) душе ценностям. слова полковника тараса о братстве и солидаризме запорожского воинства. “хочется, мнет вам сказать, господа, что такое есть наше товарищество… бывали и во вторых землях товарищи, но таких, как на земли, не было таких товарищей…” выражают не только гордость за те извечные моральные основы, на которые держатся любовь, семья, род, отчизна, но и боль за будущее, поскольку людности христианской прививаются инородные ценности, поклонение мамону, корыстолюбие, разврат, который в первую очередь будет оказывать содействие порабощению человеческих душ и семьи вообще: “знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стога, скирды да конные табуны их, да были бы цели в погребах запечатанные меды их.
Антонович937
27.03.2020
Гоголь поднимает несколько нравственных проблем в повести: -отсутствие гуманизма,удручает малодушность и эгоизм людей, окружающих башмачкина. -бездуховность людей,только материальная зависимость от жизни,никакого интереса к искусству и отсутствие духовных жизненных целей. -социальное неравенство,отношение к низшим чинам,как к ничтожеству. -равнодушие,неумение сочувствовать и сопереживать.всем безразличны проблемы и радости башмачкина,даже его смерть остаётся незамеченной. -приспособленчество,башмачкин смирился со своим положением и существует,ему не нужно прощение,он думает о мести,не ощущая себя жертвой.