народный мир в движении (часть «последыш» )
в"последыше" мужики деревни большие вахлаки разыгрывают после реформы"камедь" подчинения выжившему из ума князю утятину, соблазнившисьпосулами его наследников-сыновей. некрасов создает сатирический образ техполукрепостнических отношений, которые установились между помещиками икрестьянами после реформы 1861 года, когда крестьянство на многие десятки летосталось в фактической зависимости от господ. в начале "последыша"вновь звучит сквозная в эпопее тема народного богатырства:
"прокосы широчайшие! -
сказал пахом онисимыч. -
здесь богатырь народ! "
смеются братья губины:
давно они заметили
высокого крестьянина
со жбаном - на стогу;
он пил, а бабас вилами,
задравши кверху голову,
глядела на него.
так создается почти скульптурный памятник, олицетворяющий неистощимую силу и мощь крестьянского мира. но в резком контрасте с этим мажорным вступлением оказывается поведение мужиков, играющих шутовскую роль добровольных рабов перед напоминающим лихо одноглазое, выморочным князем утятиным.
вначале эта"камедь", эта фальшивая игра в покорность вызывает улыбку читателя. тут есть и артисты вроде мнимого бурмистра клима лавина, с каким-то упоением входящегов назначенную ему миром роль:
"отцы! "- сказал клим яковлич
с каким-товизгом в голосе,
как будто вся утроба в нем
при мысли о помещиках
заликовала вдруг..
но чем долее продолжается игра, тем чаще в ней проскальзывают черты правдоподобия. возникает сомнение: игра ли это? уж слишком похожа она на правду. сомнение подтверждается не только словами пахома: "не только над помещиком, привычка над крестьянином сильна",- но и реальными поступками вахлаков. вот мужики идут посмотреть на комедию, которая будет разыграна с приездом князя утятина, новстают "почтительно поодаль от господ". вот клим входит в раж и произносит очередную верноподданническую речь, но у дворового вместо смеха"слезы катятся по старому лицу". а рядом с этими непроизвольными проявлениями холопства встает холопство ипата уже по призванию и убеждению. да и самый главный шут клим лавин в минуту откровения говорит:
эх, влас ильич! где враки-то?
не в их руках мы, что ль? .
временами комедия превращается в жестокую, трагическую игру, убийственно действуя на агапа петрова - человека с проснувшимся и еще не окрепшим чувством собственного достоинства. и если сперва вахлакам кажется, что они потешаются над помещиком, то вскоре выясняется, что в действительности они унижают самих себя. неспроста говорит мудрый влас разыгравшемуся шуту климке лавину:
бахвалься! а давно ли мы,
не мы одни -вся вотчина..
(да.. все крестьянство ! )
не в шутку, не за денежки.
не три-четыре месяца,
а целый да что уж тут!
куда уж нам бахвалиться,
недаром вахлаки!
против мужиков оборачивается их наивная вера в сыновей князя утятина, "гвардейцев черноусых", посуливших за вахлацкую комедию поемные луга. умирает "последыш",
а за луга поемные
наследники с крестьянами
тягаются до днесь..
внешне"пир - на весь мир" является продолжением "последыша": вахлаки после смерти князя утятина справляют "поминки по крепям". нопо существу в "пире" изображается принципиально иное состояние мира. это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная русь. в праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые и новые герои: весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее и начинает задумываться о будущем. далеко не однозначны эти песни на всенародной сходке. иногда они контрастны по отношению друг к другу, как, например, рассказ"про холопа примерного - якова верного" и легенда "о двухвеликих грешниках".
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как можно быстрее, 50 ! составьте строки, посвященные петру 1 , карлу 12, и гетману мазепе: обратите внимание на внешний облик героев, их поведение и настроение во время боя. в чем различие и чем оно вызвано? выпишите ответы на вопросы: строго) словами из стихотворения "полтавская битва" умоляю, а.с. пушкин