крепкой дружбе, первых поэтических опытах. александр сергеевич пушкин родился в москве, в семье небогатого помещика. родители мало уделяли ему внимания, часто наказывали за проделки. все заботы о сыне перекладывали на няню и гувернёров. часто маленький саша прятался в кабинете отца и с упоением читал книги на французском языке. некоторые из них он знал наизусть. в двенадцать лет пушкина определили в только что открывшийся лицей. он находился недалеко от петербурга, в городе царское село. набирали тридцать учеников из знатных семей. но желающих было много. чтобы попасть в лицей, использовали всевозможные уловки: одним протекции высокопоставленных родственников, другим — титулы, третьим – военные заслуги предков. заведение это было закрытого типа. учились мальчики шесть лет, получая сразу и университетское образование. проект создания этого учебного заведения был составлен министром михаилом сперанским. будущих выпускников лицея он считал надеждой россии, её поддержкой и опорой. но мечтам его не суждено было сбыться. а для пушкина и его одноклассников это были самые счастливые годы в их жизни. директором лицея был назначен василий фёдорович малиновский. человек образованный и честный, он мечтал о реформах, которые изменят жизнь страны, и примут в этом участие его воспитанники. для обучения лицеистов были приглашены лучшие профессора. через много лет, именно им, своим наставникам, пушкин посвятит строки. жили лицеисты в отдельных комнатах, похожих на кельи. тонкие перегородки не мешали общению даже по ночам. часто эти комнаты становились местом споров, задушевных бесед, юных мечтаний. впервые пушкин познакомился со своими будущими одноклассниками на приёмных экзаменах. это знакомство за шесть лет учёбы переросло в крепкую дружбу, которую они пронесли через всю жизнь. в лицее пушкин увлёкся словесностью, знал наизусть много стихотворений и басен, начал писать стихи на языке. многие из них он посвятил своим друзьям. среди лицеистов саша отличался начитанностью, остроумием, прекрасным знанием французского языка. и что удивительно, будущий поэт в своих успехах на уроках словесности занимал шестнадцатое место. но именно ему, через три с половиной года, учитель словесности поручит написать стихи, посвящённые приезду в лицей державина. это было стихотворение «воспоминания в царском селе». в лицее пушкин впервые встретился с жуковским. они читали друг другу стихи, беседовали о . пушкин уже тогда был полноправным членом общества, главная цель которого — борьба за просвещение. позже жуковский прислал пушкину свой сборник стихов с наилучшими пожеланиями. так началась дружба двух гениальных поэтов. 9 июня 1817 года состоялась церемония выпуска двадцати девяти первых воспитанников лицея. прощаясь, лицеисты пообещали не забывать друг друга. шли годы. но каждый раз они собирались и отмечали годовщину открытия лицея, вспоминали ушедших, мечтали и радовались, спорили и надеялись
роман «капитанская дочка» построен на двух разных сюжетах — и бытовом,. в пушкин описывает реальные события проходившие в то время, а в сценах быта - выражается мнение о происходящем самого автора
– изображение событий произведения на фоне. так, например, в основу романа были положены подлинные события такие как крестьянский бунт под предводительством емельяна пугачева, но так же присутствовали вымышленные персонажи, такие как гринев, швабрин, марья ивановна.
автор выступил не только как художник, но и как тщательной переработки фактов, совмещения их с вымышленными образами и сюжетами и создания единого художественного целого. реальные факты фигурируют практически во всех главах, причем могут быть поданы в виде небольших справок, кратких, но полное представление о ситуации в описываемом месте. например, глава «пугачевщина» начинается с характеристики положения оренбургской губернии в конце 1773 г., сопровождаемой предысторией местных неурядиц, восстаний, произошедших за несколько лет до основного действия. являются не только факты и сюжеты, но и герои, конкретные личности, в первую очередь — сам пугачев, чей образ очерчен художественно и в то же время с опорой на архивы, документы, материалы. это и окружение пугачева (хлопуша, белобородое), и императрица екатерина ii. все личности не просто упомянуты, а играют значительную роль в развитии сюжета. особенностью пушкинского является стремление создать на страницах произведения настроение, дух, атмосферу эпохи, и для этого автор использует многочисленные художественные средства. то, что повествование ведется от лица одного из героев произведения, читателю увидеть происходящее с точки зрения участника событий. речь героев ( и рассказчика) стилизована под xviii век, полна архаизмов, («глазетовый кафтан» — словосочетания; обороты и формы: «вышед на площадь, я »; союзы «ибо», «дабы»: « решился тот же час отправиться в оренбург, дабы торопить освобождение »). помимо этого «нагая проза» предполагает также обилие мелких деталей, играющих на создание у читателя определенного представления об ситуации, быте, нравах. например, то, что мать гринева хранит его паспорт в шкатулке вместе с сорочкой, в которой его крестили, — деталь быта, говорящая о социальном (провинциальные дворяне) положении семьи и обычаях той эпохи. все детали тонко продуманы автором и, дополняя друг друга, четкую картину периода, в который разворачиваются события.
гуманизм – человеколюбие. в романе «капитанская дочка» практически все персонажи являются положительными, гуманными. например, гринев описывает себя как незлопамятного, воспитанного и благородного дворянина, марья ивановна – кроткая, добрая, скромная девушка, даже пугачева, предводителя кровавых восстаний, пушкин наделяет милосердием и чуткостью
таким образом мы хорошо видим как в произведении а.с. пушкина «капитанская дочка» переплетаются такие понятия, как и гуманизм, главными героями романа являются вымышленные персонажи, но их судьбы и поведения определяются событиями
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Это по эдуард успенский школа клоунов в определи в каком жанре