узник», анализ стихотворения александра пушкина
стихотворение «узник» пушкин написал в кишиневской ссылке в 1822 году. молодой поэт был сослан за вольнодумство в отдаленную южную провинцию. пыльные степи, жара, скука и однообразная работа в канцелярии сильно угнетали молодого человека. окна в доме, где жил пушкин, были забраны решетками, а губернатор инзов, который присматривал за неблагонадежным поэтом, частенько сажал его под арест. впрочем, это делалось в интересах вспыльчивого александра сергеевича. известно, что именно в кишиневе произошло большинство дуэлей поэта.
развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог. пушкин часто посещал его и беседовал с арестантами. во дворе острога поэт видел двух молодых орлов, прикованных за лапы. исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время александр сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта. пушкин горячо также освободительное движение народов от турецкого владычества, которое широко развернулось на юге. все эти впечатления и вылились в удивительный по силе гимн свободе – стихотворение «узник».
это произведение относится к романтическим стихотворениям александра сергеевича. оно состоит всего из двенадцати строк, написанных амфибрахием с парными рифмами, и разделено на три части. здесь нет привычного для пушкина контраста между фрагментами, хотя произведение полностью построено на противопоставлении свободы и рабства. сюжет развивается согласно схеме: тоска в темнице – надежда на освобождение – радость вольной жизни.
в первой строфе жизненное пространство героя ограничено тесной тюремной камерой и небольшой площадкой за ее окном. в заключительном четверостишии перед героем раскрывается весь мир: бескрайний морской простор и величественные горы, чьи вершины теряются в облаках. вторая строфа является переходной. обилие в ней глаголов (клюет, бросает, смотрит) усиливает мотив безысходности в начале стихотворения. заканчивается «узник» страстным призывом к воле.
динамику сюжета подчеркивает глагольный ряд: «сижу» (в первой строфе), «давай улетим» (во второй строфе) и «гуляем» (третья строфа). в результате оптимистичная заключительная часть стихотворения резко отличается от его мрачного начала, хотя понятно, что свобода пока не стала реальной. она существует лишь в воображении человека.
герои произведения – узник и орел. общность их стремлений неоднократно подчеркивается автором. узник называет птицу «товарищем» и предполагает, что у них единый замысел – вырваться на волю. орел призывает своего «брата» улететь на просторы и признает родство с узником – «мы вольные птицы». повышают эмоциональный накал текста олицетворения: орел зовет взглядом, «вымолвить хочет».
повторение слова «пора» в заключительном четверостишии усиливает призыв к освобождению. последние строки стихотворения начинаются одним и тем же словом «туда», которое еще больше подчеркивает стремление героев к вольной жизни. интересно, что само слово «свобода» пушкин здесь не использовал.
стихотворение «узник» пронизано символами свободы: орел, море, горы, ветер. даже решетка и темница воспринимаются лишь как временные атрибуты. ведь речь идет не только о в тюрьме. смысл произведения намного глубже. пушкин показывает, что свободолюбивый дух человека (поэта) невозможно удержать в клетке условностей и запретов. он вырвется на волю даже в том случае, если сам узник останется в камере.
для создания гнетущей тюремной атмосферы поэт применяет единственный эпитет – «сырой», но в сочетании со словом «темница» он дает сильный эффект. читателю сразу представляется тесное, темное и сырое помещение тюремной камеры. строка «вскормленный в неволе орел молодой» обладает не менее сильным воздействием. ведь орлы – свободолюбивые птицы и тяжело переносят неволю. их стремление вырваться из – естественно. орел не признает себя побежденным и копит силы, чтобы в подходящий момент освободиться из плена.
во времена пушкина и позже многие видели в «узнике» призыв к свержению крепостного строя и даже самодержавия. показательно, что стихотворение стало популярной народной песней – настолько его образы близки к фольклору.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вспомнить стихотворения а.с.пушкина любые для пятого класса