Впервые к образу великого русского императора А. С. Пушкин обратился в
1828 году в своей поэме «Полтава» . Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный» .
Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа» , не «Пётр Великий» , а «Полтава» , указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого» .
Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами:
…Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза…
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен как бой.
Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.
В поэме мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе. Сочетание
«ужасного» и «прекрасного» , «звучный глас» - все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным на российский престол божественной силой.
Пушкин восхищается благородством Петра на пиру:
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих заздравный кубок подымает.
Образ Петра – это символ поднимающейся России, поэтому он лишен каких-либо отрицательных черт, недостатков, во всех строках звучит хвала великому императору:
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Так показан Петр I в поэме «Полтава» .
А вот еще:
Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра…
Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…
Пирует Петр, и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен…
Петр I стоит особняком среди всех героев «Полтавы» . Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход Петра I из шатра. Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким:
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом! » Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь дрожит, как божия гроза.
Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью:
Казалось Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда.
После прочтения поэмы «Полтава» четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII. Вывод Пушкина торжественно звучит в финале «Полтавы» :
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Краткое содержание рассказа " березы" из книги "Великан на поляне".
Два мальчика, Вова и Саша отправились весной в лес за березовым соком. Но они увидели как кто-то сломал верхушку березы и просто подставил под нее ведро. Ведро было полное и березовый сок лил на землю.
Мальчикам стало стыдно и за незнакомого человека и самих себя.
Что-то неладное творится с людьми весной. они толпами устремляются в лес за березовым соком и ранят деревья. А ведь через эти раны в древесину попадают микробы, попадают споры грибов и дерево начинает болеть и гибнуть.
Виноваты в гибели берез не микроорганизмы, а человек. Так не нужно губить березы ради их сока.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. какого социальное положение базарова и чем он занимается? 2. кто такая дуняша и как она относится к базарову? )
из дворовой прислуги, больше по дому, прислуживает за столом и фенечке в уходе за ребенком: — федосья николаевна не совсем здоровы, прийти не могут; приказали вас спросить, вам самим угодно разлить чай или прислать дуняшу? николай петрович позвонил и закричал: «дуняша! » но вместо дуняши на террасу вышла сама фенечка. — дуняша, — кликнула она, — принесите митю (фенечка всем в доме говорила вы) . — не восьмой ли, федосья николаевна? — не без робости вмешалась дуняша. — слава богу — лучше всего. а вы? — прибавил базаров, обращаясь к дуняше. дуняша, девушка строгая в хоромах и хохотунья за воротами, только фыркнула ему в ответ.