создавая образ героя повести, гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете элементы житийного жанра. конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, маленького человека, и гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый». итак, имя героя напоминает святого акакия, житие которого является одной из основных частей главы «о послушании».
акакий акакиевич – «маленький человек» не только в смысле социально-иерархического статуса, но и в самом буквальном смысле. даже в фамилии героя (башмачкин) проявляется эта малость. фамилия происходит не от башмака даже, а от «башмачка», совсем маленького башмака. на первый взгляд, «шинель» вполне вписывается в традиционную схему повестей о «маленьком человеке», унижаемом и бедном чиновнике. но такая трактовка повести не открывает ее действительной глубины.
акакий акакиевич – переписчик до мозга костей, и его согбенная над листом бумаги фигура является формой его пребывания в жизни. даже по вечерам, вернувшись из департамента, он продолжает переписывать бумаги, принесенные на дом.
однако если для переписчика священных книг любовь к букве вытекает из любви к смыслу, то для переписчика казенных бумаг, каков акакий акакиевич, любовь к букве не поддерживается никаким величием смысла.
но именно такая бессмысленная любовь к переписыванию обнаруживает главную черту акакия акакиевича – кротость, смирение – то, что роднит его со св. акакием и говорит о полном отречении героя от собственной воли. а отречение от собственной воли обязательно для творящих послушание.
акакия акакиевича отличает не только любовь к переписыванию, но и пренебрежение к вещественным благам мира сего. в нем присутствует самоограничение, граничащее с аскетизмом, и совершенное равнодушие к и материальной сторонам существования. так, башмачкин «вовсе не замечал» вкуса пищи, «ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал бог на ту пору».
постоянно наращивается в повести мотив искушения и соблазнов. большинство соблазнов акакий акакиевич выносит стоически. при этом никакого неудовольствия, жалоб или претензий, никакого вопроса о своем положении, а одно лишь невозмутимое терпение. «только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «оставьте меня, зачем вы меня обижаете? ». смирение дается акакию акакиевичу легко, без надрыва и видимого усилия над собой, словно другого и не дано. кажется, что он ничего не хотел бы изменить в своем состоянии.
но такое ощущение оказывается ложным: в душе у акакия акакиевича далеко не все спокойно.
искушением, оказавшимся для него роковым и непреодолимым, становится приобретение новой шинели. акакий акакиевич изменяет своему призванию и служению. «условная» материя букв, которой он был предан, заменяется плотной материей – новой шинелью, в которую герой облекает себя, как бы утверждаясь в вещественном
.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прошу ! как эпиграф повести барышня крестьянка связан с сюжетом этой