Княжна Мария Николаевна Волконская, в замужестве графиня Толстая — мать Льва Николаевича Толстого. Толстой совершенно не помнил своей матери — она умерла, когда ее младшему сыну было около двух лет. В семье не сохранилось ни одного ее портрета, кроме маленького силуэта, где Мария Николаевна изображена восьмилетней девочкой, так что «реальное физическое существо» матери Толстой не мог себе представить. «Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и всё, что я знаю о ней, всё прекрасно…» — писал он в «Воспоминаниях». Душа матери освещала жизнь Толстого, молитва, обращенная к ней, всегда ему в борьбе с искушениями. «Высокое, чистое, духовное существо» Марии Николаевны угадывается в неповторимых толстовских образах maman в «Детстве» и княжны Марьи Болконской в «Войне и мире»
Оксана
28.03.2022
Анализ стихотворения Пастернака «Метель» Природа занимала важнейшее место в творчестве Пастернака. Поэтический пейзаж он всегда стремился дополнить философией, зачастую обращаясь к экзистенциализму. Ключевая тема его лирики — благоговение перед природой, которую Борис Леонидович считал истинным чудом жизни. По мнению большинства исследователей, именно природа — единственная Муза Пастернака, его супруга и вдова, невеста и любимая женщина, тайная собеседница. В творчестве поэта она играла ту же роль, что Россия в творчестве Блока.
Тема метели (бурана, вьюги) встречается еще в ранней лирике Пастернака. Впоследствии он не раз возвращался к ней. В частности, речь идет о произведениях «Оттепелями из магазинов» (1915), «Девятьсотпятый год» (1926), «Город» (1942), «Зимняя ночь» (1946), «После перерыва» (1957), «После вьюги» (1957). Одно из наиболее ярких отображений мотива — стихотворение «Метель», впервые опубликованное в сборнике «Поверх барьеров» 1916 года. Здесь Пастернак с изумительной поэтической мощью демонстрирует противоборство лирического героя с губительными бытийными силами. Художественное пространство, в котором разворачивается действие, — посад. Этим термином изначально обозначалась населенная область, находящаяся за пределами детинца или кремля, но относящаяся к городу. Как правило, там располагались ремесленные слободы, торговые ряды. Мир, изображенный поэтом, не подчиняется человеку. Лирический герой сбивается с пути в чуждом ему посаде, где день не приходит на смену ночи. Вьюга-ворожея предстает перед читателями олицетворением нечистой силы — зловещей, враждебной. Кружением метели обусловлен выбранный поэтом ритмический рисунок — многократный повтор конструкции с союзом.
Интересна реминисценция, на которой строится вторая часть стихотворения. Пастернак упоминает Варфоломеевскую ночь – страшнейшую страницу французской истории. Трагедия произошла в ночь на 24 августа 1572 года, накануне дня святого Варфоломея — католики устроили ужасающую резню гугенотов. Согласно различным оценкам, погибли порядка тридцати тысяч человек. Чтобы католикам было легче определять дома гугенотов, на дверях жилищ протестантов заранее рисовались кресты: «Все в крестиках двери, как в Варфоломееву ночь».
В раннем творчестве Пастернака мотив снега, метели, вьюги служит олицетворением смерти, рока, болезни. Зимние стихии разрушать все на своем пути, они никому и ничему неподвластны.
romolga3580
28.03.2022
ОБРАЗ БАЗАРОВА.
Главным героем романа Тургенева «Отцы и дети» является демократ и разночинец Евгений Базаров, представитель той новой нарождающейся силы, которой суждено было вскоре сыграть огромную политическую роль в общественном развитии России. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии в романе. Тургенев наделил его материалогическими взглядами, любовью к труду и к точным наукам, огромной силой воли и оказывать влияние на окружающих. Базаров был ненавистник всякой фразы и позы, косности и рутины. Он считал, что не может быть отношений между мужчиной и женщиной и что все это романтизм, чепуха, гниль и художество. Плебей и демократ Базаров был, одержим страстным желанием бороться против невежества и народных суеверий, за подлинную науку, построенную на эксперименте. Базаров – враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла, которые мог бы усвоить народ. Он труженик науки и неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, считает, что природа не храм, а мастерская и человек в ней работник. Евгений Базаров – целеустремлен, независим, индивидуален, у него твердая точка зрения, в нем нет фальши, он такой, какой он есть. С одной стороны он отрицающий нигилист, с другой – скрытый романтик. В диалоге раскрываются убеждения и характер Базарова. Также Базаров был нигилистом, то есть человеком, ничего не признающим, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на вере, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Но с течением времени его взгляды меняются. Он сталкивается с силой, которую он не может в себе побороть. И эта сила – любовь. Автор приводит героя к тому, что он лишается веры в народ, в будущее России, то есть Базаров делается не похожим на подлинных революционных демократов. Взаимоотношения его с Одинцовой были проверкой героя к любви, в отношении женщины. Тургенев привел его к состоянию мрачного пессимизма, скептическому отношению к мужикам. В финал романа грешному и бунтующему сердцу Базарова, Тургенев противопоставляет великое спокойствие, вечное примирение и жизнь бесконечную.