Тульский мастер. его внешняя характеристика довольно скудна: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". он один из трех мастеров, которым поручили создать изделие более удивительное, чем танцующая блоха. и эти три умельца подковывают блоху. а л. делает гвоздики для подков. образ л. неоднозначный: и положительный, и иронически-негативный. с одной стороны, он искусный мастеровой, замечательный умелец. с другой стороны, он чрезвычайно забит, считает себя абсолютно незначительным существом. предлагают л. остаться у них, но он отвергает это предложение. и здесь играет большую роль не только чувство патриотизма, но еще и неверие в возможность жить лучше, в человеческих условиях. л. полностью забитое существо, которому даже в голову не приходит мысль о каком-то малейшем сопротивлении обстоятельствам. жизнь его заканчивается трагично. он заболевает и умирает безызвестным, никому не нужным, лишенный всякой заботы. трагическая судьба л. противопоставлена , приехавшего в петербург вместе с ним. того заботливо приняли в посольстве. лесков отмечает, что безразличие к человеческой жизни - чисто качество. погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. важно заметить, что в описании л. есть много комического. этот искусный мастер был не только левшой, но и еще и косым. и это не помешало ему сделать невероятно тонкую работу, не заметную человеческому глазу.
nsn-2012
24.03.2020
Былина "три поездки ильи муромца" 1.найдите примеры гиперболы и другие тропы в описании внешности персонажей былины и их поведения.гипербола - это самый подходящий прием для описания внешности и характера богатыря, он раскрывает авторскую задумку: показать недюжинную силу, сообразительность, мудрость защитника земли.в былине "три поездки ильи муромца" образ главного героя - ильи муромца - создан посредством приема гиперболы. например, так описывается его богатырская сила: "соскочил тут илья с добра коня, снял шапку с буйной головы, стал он шапкой своей . куда махнёт — там улица, назад отмахнёт — переулочек, разметал он все сорок разбойников"; (одним взмахом руки отметает все препятствия на большое расстояние)" пинал он двери кованые, из крюков, из замков булатных, выпускал на божий свет сорок царей да царевичей, сорок королей-королевичей, сорок сильных могучих богатырей"(даже сорок могучих богатырей не могли справиться с замками и оковами, а илья муромец смог). также, гиперболически изображая численность или внешность врага, автор пытался подчеркнуть силу богатыря: " выскочили на него из тёмного леса сорок разбойников."не только внешность, но и широта души богатыря изображается с приема гиперболы: "пошёл илья в те погреба, видит — в них злата да серебра, да белого скатного жемчуга несметные сокровища. раздарил илья красно золото нищей братии, чисто серебро раздал каликам да богомольцам, на круглый скатный жемчуг понастроил церквей да монастырей, а себе ничего не оставил".помимо гипербол, широко распространены эпитеты и описания, полные сравнений и метафор. как пример, описание бурушки-коня ильи: " коню своему я и цены не знаю: в гриве у него скатен жемчуг, а промеж ушей горят камни самоцветные". 2. былины - это устная народная поэзия, и, как всякий вид поэтического творчества, стремится к точности, сжатости, образности изложения.содержание былин, их форма, обороты речи перерабатывались и оттачивались столетиями, в частности, для лучшего запоминания и точного пересказа. с этим связано и употребление постоянных эпитетов, характеризующих предмет, явление или человека с какой-либо стороны. кроме того, постоянные эпитеты выполняли и жанрообразующую функцию: повторяющиеся фигуры речи задавали "жанровый канон", слушатель понимал, что идет сказание о подвиге или личности защитника земли . примеры постоянных эпитетов в тексте былины "три поездки ильи муромца": по руси великой, чудо чудное, бел-горюч камешек, с буйной головы, красна девица, коса русая до пояса, несметные сокровища.3. былины - поэтический жанр, значит, необходим ритм повествования, распевность. повторы - один из способов добиться ритма и распевности повествования. кроме того, с приема повторения сказители акцентировали внимание слушателей на самых главных моментах произведения. повторы настраивали слушателей на восприятие повествования.
перекрёстная
листья в поле пожелтели,
и кружатся и летят;
лишь в бору поникши ели
зелень мрачную хранят.
под нависшею скалою
уж не любит, меж цветов,
пахарь отдыхать порою
от полуденных трудов.
зверь отважный поневоле
скрыться где-нибудь спешит.
ночью месяц тускл и поле
сквозь туман лишь серебрит.