Сравнение: Цепи гор стоят \ Великанами. Нивы зрелые, \ Что камыш густой. Мурава лугов \ Ковром стелется. Снег, что белый пух. Муравьем кишит \ Православный люд.
Гипербола: Выше темных туч; И лежат в земле \ Груды золота.
Олицетворение: И горами лед \ Ходит по морю;
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..
Эпитеты: мглу непроглядную; ляху гордому; туча темная; кровавый пир; зловещий дым; воля смелая; поля чистого; в красе царственной; Русь державная.
Обращение: Это ты, моя \ Русь державная; Широко ты, Русь, \ По лицу земли \ В красе царственной \ Развернулася!
Риторические вопросы:
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?
Фразеологизм: Мать сыра-земля.
Метафоры: Улеглися спать \ Гости навеки. кликнул царь \ Свой народ на брань. Вдруг со всех концов \ Поднялася Русь. Положила ты \ Татар полчища.
Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой речи.
Пример звукописи:
Образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки передаются через звук [л], [л']:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
М. Лермонтов
Слова со звуком [р] используются для передачи явлений природы. Поэт Ф.И.Тютчев намеренно включил слова, содержащие этот звук, в стихотворение "Весенняя гроза":
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые.
Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
Пример аллитерации:
Город грабил,
грёб,
грабастал.. .
В.Маяковский
Ассонанс - приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков - в отличие от аллитерации (повтора согласных).
Пример ассонанса:
Взложу на тетивУ тугУю,
ПослУшный лУк согнУ в дугУ,
А там пошлЮ наудалУю,
И горе нашему врагУ.
А. Пушкин
Подробнее - на -
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Выполните анализ героя на примере классической