В основе сюжета произведения Гоголя «Мертвые души» скупка Чичиковым Павлом Ивановичем мёртвых душ крепостных крестьян у помещиков.
Первым, с кем он совершил сделку, стал Манилов. С самого начала Чичикову не понравилась его чрезмерная любезность и приторность в общении. В поместье Манилова кругом наблюдался беспорядок и незавершённость дел. Жизнь помещика проходила в безделье и пустых фантазиях, а хозяйская деятельность его совершенно не интересовала. Он ничего не знал о доходах и о расходах в своём поместье, чем обескуражил делового и хваткого Чичикова. Мёртвых душ Манилов отдал бесплатно, что было на руку практичному Павлу Ивановичу.
К помещице Коробочке Чичиков попал случайно, перепутав дороги. Сначала она понравилась ему своей хозяйственностью и рачительностью, но позже стала раздражать ограниченностью ума и чрезмерной скупостью. Только после долгих уговоров ему удалось завершить с ней торг и покинуть её дом.
Следующий помещиком стал Ноздрёв. Он по характеру был похож на Чичикова – активный и энергичный, такой же плут и мошенник. Однако, в отличие от практичного Чичикова, Ноздрёв вёл разгульный образ жизни, проматывая состояние; обладал неуравновешенным и вспыльчивым характером, много хвастался и врал. Павлу Ивановичу не удалось с ним ни о чём договориться. Он насилу унёс от него ноги, рискуя попасть под побои.
Собакевич предстал перед Чичиковым грубым и неотёсанным человеком. Всем своим обликом он походил на неуклюжего медведя. В то же время, Собакевич оказался умелым и рачительным хозяином. В его поместье был идеальный порядок. Крестьяне жили в добротных крепких домах. Собакевич был хорошо осведомлён обо всех их деловых качествах и чертах характера. Он подробно рассказал о мёртвых крестьянах Чичикову, для которого такая информация была лишней. Собакевич с полуслова понял намерения Чичикова, чем тоже удивил его. Помещик любил хорошо поесть и щедро угостил гостя. Предприимчивый и сообразительный Собакевич заключил сделку на выгодных условиях для себя, чем расстроил Павла Ивановича.
Следующая встреча Чичикова состоялась с помещиком Плюшкиным. Он узнал от Собакевича, что у него люди «мрут как мухи» и надеялся на удачный торг с ним. Павла Ивановича поразила убожество и неприглядность поместья Плюшкина, а ещё больше – внешний облик хозяина. Он принял его за нищего непонятного пола. Дом Плюшкина тоже представлял собой жалкое зрелище и походил на нежилое помещение. Чичиков был удивлён, что в нём живут люди. Убранство помещения грязное и беспорядочно нагромождённое произвело на него шокирующее впечатление. Чичиков даже не знал, как начать с Плюшкиным разговор о причине своего приезда, потому что никогда не встречал таких помещиков в своей жизни. Павлу Ивановичу удалось приобрести у него семьдесят восемь мёртвых душ, чем он был очень доволен. Из чувства брезгливости он отказался пить с хозяином чай, сославшись на то, что сыт и поспешил уехать из имения.
Таким образом, Чичикову удалось договориться, практически, со всеми помещиками, так как он прекрасно разбирался в психологии людей, умел при под любой характер. С Маниловым Павел Иванович был любезен, с Коробочкой – настойчив, с Ноздрёвым – осторожен, с Собакевичем – неотступен, с Плюшкиным – великодушен.
Чичиков – человек нового времени, предприимчивый и практичный, но тоже духовно мёртв.
Источник: Отношение Чичикова к помещикам (Мертвые души)
Посвящение Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска. Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат — Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. Подымались как к обедне ранней, По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже, и Нева туманней, А надежда все поет вдали. Приговор… И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет… Шатается… Одна… Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный свой привет. Вступление Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь. 1 Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе… Не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть.
Источник: https://litfest.ru/analiz/analiz-rekviem.html
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какой приём использовал и зачем пушкин в полтаве?
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А. С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А. С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А. С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.