Пьеса “вишневый сад” была написана чеховым в 1903 году. это время вошло в как предреволюционное. в этот период многие прогрессивные писатели пытались осмыслить существующее состояние страны, найти выход из многочисленных противоречий, охвативших россию начала xx столетия. по-своему пытался решить злободневные проблемы и антон павлович чехов. его “вишневый сад” стал своеобразным итогом длительных творческих исканий писателя. “вишневый сад” — многоплановое произведение. чехов затронул в нем множество проблем, не потерявших актуальности и в наши дни. но основным вопросом является, конечно, вопрос о противоречиях между старым и новым поколениями. эти противоречия лежат в основе драматического конфликта пьесы. уходящему миру дворян противопоставляются представители нового общества. представителей дворянства чехов не наделяет теми деспотическими чертами, которые мы видим в произведениях других авторов. раневская и гаев предстают перед читателями порядочными, честными людьми. так, отзываясь о раневской, чехов характеризовал ее как “нежную, добрую” женщину. о раневской говорит лопахин. петр трофимов выражает любови андреевне свою признательность за то, что она приютила “вечного студента”. раневская и гаев душевно относятся к слугам. но всем положительным чертам владельцев вишневого сада противопоставлен их иждивенческий образ жизни. “владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас”, — говорит о них петя трофимов. в ранних вариантах вместо слова “переродило” было написано более категорично — “развратило”. раневская и гаев не могут ничего сделать самостоятельно, всегда в чьей-то . нелепость подобного состояния передается чеховым и в самом поведении этих героев. природная доброта раневской не может принести радости. находясь на грани полного разорения, она сорит деньгами: дает деньги прохожему-попрошайке; почти все свои средства, отпущенные богатой бабушкой на выкуп сада, любовь андреевна тратит на парижского возлюбленного. совершая подобные “акты благодеяния”, она забывает о своей дочери ане, не думает о дальнейшей судьбе вари. обреченность раневской и гаева' очевидна для чехова. писатель показывает эту обреченность в самой речи героев. гаев постоянно произносит какие-то странные фразы с бильярдными терминами, звучит монолог, обращенный к старому шкафу. раневская и гаев наивно верят в то, что выкупить сад еще можно. но они не приспособлены к самостоятельной жизни и не могут предпринять ни одной действенной меры по спасению своих владений. обречены не только раневская и гаев, обречено все дворянское общество. нелепость существования этого класса подтверждает и образ симеонова-пищика, который утверждает, прочитав, что “можно делать фальшивые деньги”. ярославская тетушка, которая упоминается в разговорах, дает десять тысяч на покупку сада, но дает с условием — выкупить на ее имя. этому дворянскому кругу противопоставлен “новый человек” лопахин. однако и он, по мнению чехова, не является достойной сменой минувшему поколению. лопахин — делец. и все его хорошие качества: понимание прекрасного, глубокие душевные порывы - все это заглушается в нем стремлением к обогащению. рассказывая о своих планах, лопахин упоминает о том, что хочет засеять маковые поля. он описывает картину цветущих маков, их красоту, но все эти мысли обрывает упоминание лопахиным предполагаемой выручки. нет, не такого героя хочет видеть чехов! на смену старому поколению приходят люди нового склада. это аня раневская и петя трофимов. аня мечтает о новой счастливой и прекрасной жизни: сдать экзамены за курс гимназии и жить собственным трудом. она представляет себе новую, цветущую россию. большую роль играет в пьесе образ пети. как можно догадаться, он принадлежит к студенческому движению, которое приобрело в те годы большой размах. петр не зря несколько месяцев скрывался у раневской. он честен, умен, горд, верит в будущее родины.
makovei78
27.09.2022
подготовка к егэ - универсальный справочник авторская позиция. тема. идея. проблематика. авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. пафос (от греческого pathos — страсть, чувство) — эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение или отдельные его части. например, известный критик белинский считал, что пафос «мертвых душ» гоголя — это созерцание жизни «сквозь видный миру смех» и «незримые, неведомые ему слезы». тема (от греческого thema — то, что положено в основу) — совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для постановки философских, социальных, этических и других проблем. термин «тема» в используется в разных значениях. одни понимают под темой жизненный материал, другие — основную общественную проблему, поставленную в произведении. наиболее убедительным является понятие темы как художественного произведения — того, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. например, темой «капитанской дочки» пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством пугачева. тему не следует путать с содержанием произведения. содержанием «капитанской дочки» является взаимоотношений гринева с пугачевым, машей мироновой, швабриным. в произведении может быть не одна, а несколько тем. в таком случае, как правило, можно выделить главную тему, которая определяет единство всего произведения, и частные темы, разрабатывающие отдельные стороны этой главной темы. например, главной темой романа «анна каренина» сам ji. н. толстой считал «мысль семейную», то есть показ семейных отношений на широком общественном, фоне 1860-х годов. частными же темами является показ семейных отношений в дворянской и крестьянской среде. совокупность главной и частных тем составляет тематику произведения. идея — основная мысль произведения. идея включает в себя интерпретацию и оценку автором жизненных явлений, его взглядов на мир. чтобы определить идею, необходимо тщательно и всесторонне проанализировать все стороны произведения. например, идея «слова о полку игореве» — необходимость единства руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных войн. чтобы определить ее, необходимо проанализировать все уровни художественного текста: композицию, образную систему, проблематику и т. д. проблематика — совокупность проблем, которые поднимаются в произведении. проблема — основной вопрос, выдвинутый темой произведения. у многих писателей в художественном произведении переплетаются разные проблемы. например, в комедии фонвизина «недоросль» поднимается проблема воспитания, проблема крепостного права и проблема государственной власти. в крупных эпических и драматических произведениях наряду с основной могут выделяться частные проблемы. проблематика бывает социальной, идейно-политической, философской, нравственной. так, в романе достоевского «преступление и наказание» следует рассматривать социальные проблемы (герои — люди из разных слоев общества, петербург показан как город социальных контрастов), нравственно-философские (проблема добра и зла, веры и неверия), религиозные (христианский идеал смирения, выраженный в философии жизни сони марм