Михаил юрьевич лермонтов – один из немногих писателей в мировой , чьи проза и стихотворения одинаково совершенны. в последние годы жизни лермонтов создает свой удивительно глубокий роман «герой нашего времени» (1838 – 1841). это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы. через образ главного героя романа григория александровича печорина автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века. основные черты характера печорина – «страсть к противоречиям» и раздвоенность личности. в жизни герой противоречив и непредсказуем. кроме того, он эгоистичен. часто кажется, что печорин живет только ради того, чтобы развлечься, потешить себя. страшно то, что поводом для его развлечений становятся окружающие героя люди. однако григорий александрович не всегда ведет себя как злодей. в.г. белинский говорил, что «трагическое» заключается «в столкновении естественного веления сердца» с долгом, в «проистекающей из того борьбе, победе или падении». подтверждением его слов является одна из самых важных сцен в романе – сцена дуэли печорина с грушницким. в грушницком григорий александрович хочет найти что-то хорошее, хочет ему разобраться в себе, стать нормальным человеком. мы понимаем и не осуждаем печорина, когда он перед дуэлью говорит, что хочет дать себе моральное право не щадить грушницкого. печорин предоставляет этому герою свободу выбора и пытается подтолкнуть его к верному решению. григорий александрович решает рискнуть своей жизнью ради одного психологического эксперимента, ради пробуждения в грушницком лучших чувств и качеств. пропасть, на краю которой стоит новоявленный офицер, – пропасть в буквальном и переносном смысле. грушницкий падает в нее под тяжестью собственной злобы и ненависти. как же проходил этот психологический эксперимент? грушницкий вместе с драгунским капитаном задумали «проучить» печорина за то, что тот начал ухаживать за княжной мери. план их был довольно прост: на дуэли зарядить только пистолет грушницкого. грушницкий хотел напугать печорина и унизить его. но только ли это? ведь могло случиться так, что он попал бы в печорина. получается, что грушницкий задумал практически убийство ни в чем не повинного человека. законы чести для этого «офицера» оказались неписаны. печорин случайно узнает о заговоре, но решает не отказываться от дуэли. лермонтов пишет, что «во взгляде грушницкого было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». к сожалению, эта борьба в душе героя закончилась победой низости и подлости. однако печорин не сразу решается идти на дуэль с заряженным пистолетом. григорий александрович не один раз должен был убедиться в том, что подлость в грушницком неискоренима, прежде чем он решился на возмездие. но грушницкий не воспользовался ни одной из данных ему возможностей на примирение или покаяние. видя это, печорин все же решается идти на дуэль. там, на горе, «ему было стыдно убить человека безоружного…» но в этот момент грушницкий выстрелил! пусть пуля оцарапала лишь колено, но он выстрелил! «досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек…хотел убить его, как собаку, не могли не взбунтоваться в душе печорина. грушницкий не испытывал раскаяния, хотя если бы рана была хоть немного серьезнее, он свалился бы с утеса», - пишет лермонтов. только после всего этого печорин попросил зарядить свой пистолет. но и перед этим он дал грушницкому еще одну возможность извиниться. но: «стреляйте, - отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. нам на земле вдвоем нет места! » и печорин выстрелил… я думаю, что жестокость печорина вызвана оскорбленностью не только за себя. он был поражен, что человек и перед смертью может кривляться и лгать. печорина покоробило до глубины души то, что мелкое самолюбие в грушницком оказывается сильнее чести и благородства. кто прав, а кто виноват в сцене дуэли печорина с грушницким, на первый взгляд, очевидно. можно подумать, что людские пороки должны быть наказаны. здесь, может быть, даже неважен и способ наказания. с другой стороны, каждый человек имеет право на защиту своей чести, своего достоинства. но возникает вопрос: кто дал право печорину судить других людей? почему этот герой взял на себя обязанности господа бога решать, кому жить, а кому умереть
kurmaleeva
15.06.2022
Наверное, каждый из нас задумывался, что такое настоящая любовь, в чём она заключается, возможно ли прожить жизнь не любя. несомненно, вопросы эти постоянно будут мучить человечество, потому что любовь, как и смерть, важнейшая загадка мироздания. несмотря на то, что любви посвящены философские трактаты, стихи, целые романы, для каждого человека она своя, неожиданная, волнующая, многоликая. и каждому приходится отвечать на вопрос, по-настоящему ли он влюблён и что для него значит это чувство. знаменитый французский философ ж.-ж. руссо сказал замечательные слова, что%d0%9b%d1%8e%d0%b1%d0%b8%d1%82%d1%8c%20% на мой взгляд, они как нельзя более точно характеризуют сущность истинной любви, потому что такая любовь всегда жертвенна, всепрощающа, бескорыстна и способна примирять непримиримое. в качестве доказательств всему сказанному можно целый ряд примеров из произведений художественной .%d0%9b%d1%8e%d0%b1%d0%b8%d1%82%d1%8c%20% пётр гринев, узнав, что его возлюбленную машу миронову швабрин насильно заставляет выйти за себя замуж, прикладывает все усилия для освобождения девушки. герой, несмотря на то, что его за связь с бунтовщиком могут казнить как государственного преступника, обращается за к пугачёву. его самоотверженность и искренность в итоге полностью окупились: он был помилован и прожил в браке с машей долгую жизнь. ещё одним примером того, что любить глубоко – это забыть о себе, может служить главная героиня%d0%9b%d1%8e%d0%b1%d0%b8%d1%82%d1%8c%20% для того, чтобы спасти мастера, она жертвует своей бессмертной душой, отдав её воланду. а ещё до исчезновения возлюбленного маргарита уходит от мужа и отказывается от своей вполне сложившейся, «благополучной» жизни: огромной квартиры, денег, дорогой одежды. для неё всё это ничто по сравнению с той душевной близостью, которую она нашла в союзе с мастером. в конце романа мы видим, что, несмотря на совершение непростительного поступка, маргариту милуют. её оправдывает то, что она продала душу не за эфемерные материальные блага – ценой её души стало спасение любимого человека. в заключение хочется ещё раз отметить справедливость слов ж.-ж. руссо, пот
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Реальные и фантастические события в рассказе никита